О том, какую роль сыграли эти роды в становлении государственности, корреспондент Caravan.kz поговорил с известным казахстанским историком Болатом Асановым.
СПРАВКА ВИКИПЕДИИ:
Золота́я Орда́ (Улус Джучи, тюрк. Улу Улус — «Великое государство») — средневековое государство в Евразии.
В 1224-1266 годах находилась в составе Монгольской империи.
В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра.
В начале 1320-х годов при хане Узбеке государственной религией стал ислам.
К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной, — Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.
— К каким последствиям привел распад Золотой Орды?
— К образованию ряда ханств на территориях, ранее входивших в состав Золотой Орды.
— Почему именно аргыны и кипчаки стали у руля некоторых ханств?
— В иерархии власти первыми среди высшей знати были карачеи. Русские современники сопоставляли такой совет с Боярской Думой, европейцы — с советниками. Институт карачеев был во всех ханствах — не только в Сибири, но и в Казани, и в Крыму (в обоих ханствах главными членами совета при хане были члены знатных родов ширин, барын, аргын и кипчак), и в Ногайской Орде. Корнями такая традиция, вероятно, восходит к Золотой Орде. Как в Казани и в Крыму, так и в Касимовском ханстве изначально «по правую руку от хана находились кипчаки и аргыны, а по левую — выходцы из племени ширин и барын», однако с конца XVI века самое почетное место в этом совете занял Кадыргали Джалаири. Джалаиры входили также в совет карачеев и в Сибирском ханстве. Были казахи и ханами различных ханств. Так, например, Ораз-Мухамед был ханом Касимовского ханства в начале XVII века, а Каип — ханом Хивинского ханства в XVIII и т.д. Кстати, чуть более чем за четверть века до Ораз-Мухамеда Касимовское ханство возглавлял Саин-Булат Бекбулатович, впоследствии ставший русским царем Симеоном Бекбулатовичем, возведенным на царство самим Иваном Грозным…
— Какое влияние оказали эти роды на становление казахского общества в будущем?
— Я бы взял выше. Если вспомнить государство Джалаиридов, включавшее в себя современные Ирак, Иран и Закавказье, то нужно помнить о вкладе в сокровищницу мировой культуры правящей династии. Современные искусствоведы признают, что вклад джалаиридских художников в персидскую живопись огромен. Период покровительства искусствам султана Ахмада Джалаира называют «классическим периодом персидской живописи». Возникшие при Джалаиридах придворные художественные мастерские плодотворно работали в Ширазе, Мараге и Багдаде. Джалаиридские манускрипты (например, «Книга о чудесах этого мира», датируемая 1388 годом) составляют ныне предмет гордости лучших собраний мира, в том числе библиотеки Британского музея, Национальной библиотеки Франции, галереи "Фрир" в Вашингтоне. История этого рода – большая отдельная тема. В заключение сегодняшнего разговора я хотел бы привести слова известного востоковеда, генерала от инфантерии, впоследствии туркестанского генерал-губернатора Николая Гродекова: «Род джалаир считается ныне старшим из Великой орды. На пирах, при подаче кушаньев, спрашивают: есть ли налицо старший из родов джалаир? (нухта – агасы Джалаир барма?) — для того чтобы поднести ему первому».