Сырым Датов – Он поднял степь на борьбу - Караван
  • $ 488.26
  • 530.54
+9 °C
Алматы
2024 Год
1 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сырым Датов – Он поднял степь на борьбу

Сырым Датов – Он поднял степь на борьбу

Срыма Датова называют предводителем первого освободительного движения в Казахской степи против национального угнетения. Его личности посвящено много исследований. Однако до сих пор историки спорят о последних годах жизни батыра, причинах его смерти и месте захоронения.

  • 5 Сентября 2008
  • 7326
Фото - Caravan.kz

В прошлом году из Уральска выехала специально созданная научная экспедиция в поисках места захоронения предводителя национально-освободительного движения казахов Младшего жуза конца XVIII века Срыма Датова. Существует несколько версий гибели и места захоронения батыра Срыма. Но ни одна из них не была документально подтверждена. Первые попытки поиска места захоронения Срыма были предприняты в 1947 году, но они оказались безрезультатными. В это же время вышла книга крупного российского историка Михаила Вяткина “Батыр Срым”, за которую автор получил Сталинскую премию. Но меньше чем через пять лет после этого имя Срыма Датова оказалось под запретом.

Суворов советовал убить Датова

Впервые на исторической арене Срым появился во время движения Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.). Будущий знаменитый полководец Александр Суворов, посланный на подавление крестьянского восстания на Яике, на берегу Большого Узеня (территория нынешнего Казталовского района Западно-Казахстанской области), едва не стал жертвой сарбазов. Во главе них стоял молодой Срым Датов, выступивший на стороне Пугачева.

В последующем, узнав о выступлениях казахов Младшего жуза в начале 80-х годов XVIII века, Суворов уведомил царское правительство об опасном враге – Срыме и предложил немедленно ликвидировать его. Но, как показывает дальнейшая история, царское правительство вынуждено было считаться с этим степным политиком.

Правитель Младшего жуза

В отечественную историю Срым Датов вошел как руководитель первого крупного антиколониального и антиханского движения, которое охватило степи всего Западного Казахстана в 1783–1797 годах. Основными причинами борьбы населения Младшего жуза, как отмечает доктор исторических наук Мурат Сдыков, явились политический кризис казахского общества и обострение земельного вопроса, запрещение царским правительством перехода казахов “на внутреннюю сторону” (в междуречье Волги и Урала) и усиление колониального гнета, открытый грабеж и насилие над народом как со стороны хана и султанов, так и со стороны Уральского казачьего войска и царской администрации.

Движение, возглавляемое Срымом, то стихало, то набирало новую силу. В общей сложности Датову удалось противостоять колониальной политике царской империи на протяжении 14 лет.

Влияние Срыма было настолько велико, что он добился от царского правительства отстранения Нуралыхана от власти. Хан был отправлен в Уфу, где находился под домашним арестом и через несколько лет умер. В то же время в степи была отменена ханская власть. И в 1787 году Срыма Датова объявили главным старшиной Младшего жуза. Как отмечает краевед Жайсан Акбай, в течение десяти лет Датов был его правителем.

Этому способствовал начальник Оренбургского края генерал Игельстром, в то время курировавший Младший жуз. Он был ревностным поклонником нового административного устройства региона. Выступления Датова и плачевное положение Нуралы-хана убедили Игельстрома в полном крушении ханской власти. В середине 1785 года Игельстром обратился с особым воззванием к старшинам и биям Малой орды, призывая их к спокойствию и миру с Россией. Руководителем народного собрания был избран Срым Датов. В Орде установилось спокойствие. Набеги казахов на русские границы прекратились.

Датов создал народный совет, который состоял из представителей всех родов. Считается, что это было крупнейшее нововведение в степи. Тогда даже в Европе не было еще подобных структур власти.

О нем докладывали Екатерине II

Срым был человеком физически крепким, богатырского телосложения. Очень высокий, крупный. Для него сложно было подобрать коня. “Он был очень массивным, для него сделали большую телегу, на которой он передвигался даже летом по густой траве”, – рассказывает краевед Жайсан Акбай.

Но Срым Датов выделялся не только своими физическими данными. Согласно преданиям, он был умным и мудрым человеком, его слово имело вес среди аксакалов. Он был одной из самых авторитетных фигур того времени. Историк Вяткин в своей книге “Батыр Срым” пишет: “Он с юных лет был умным и справедливым человеком. В 20 лет от роду стал бием рода байбакты”.

Даже царское правительство было вынуждено признать его и считаться с ним. Сохранилась переписка между императрицей Екатериной II и оренбургским генерал-губернатором Игельстромом, в которой последний, в частности, указывал: “По всей Орде он (С. Датов) самый уважаемый старшина. Вся Орда слушается его. На всех собраниях предложения Срыма бесспорно исполняются”.

Последние годы жизни

Однако затем ханская власть в Младшем жузе была восстановлена. Датов не соглашается с таким решением царского руководства, в сентябре 1792 года он объявляет новую войну России и убивает хана Есима. Это определяет не только судьбу всего Младшего жуза, но и дальнейшую жизнь Датова. Он стал изгоем. А родственники хана поклялись его убить.

Датов уходит со своими соплеменниками в пределы Хивинского ханства, там он надеется найти поддержку. Но дальше следы батыра теряются. По одной из версий, Срым был отравлен казахскими султанами. В этой связи существует упоминание Бауржана Каратаева, депутата I Государственной думы Российской империи, о том, что его прадед, султан Каратай, был причастен к этому убийству. Другая версия гибели Датова: он был отравлен по указанию хивинского хана.

В обоих случаях речь идет об отравлении и враждебном отношении к Срыму как со стороны казахских султанов, так и со стороны хивинского хана. Поэтому место его захоронения тщательно скрывалось, так как существовала угроза осквернения могилы. Известно, что Срым просил похоронить его там, где настигнет его смерть, так как не было никакой возможности доставить тело батыра на родину при сложившихся обстоятельствах…

Прежде чем направиться на территорию бывшего Хивинского ханства, научная экспедиция из Западного Казахстана провела кропотливую работу в архивах нашей страны и России. Однако нигде не было данных о смерти героя национально-освободительного движения. Единственной зацепкой того, что Срым похоронен на территории Хивинского ханства, стало исследование полковника Я. Гавердовского. Он в 1803 году указывал, что в Хивинском ханстве видел “тризну, данную в память Срым-батыру, окончившему жизнь свою за несколько месяцев до нашего вступления в степь”. Именно со ссылкой на упоминание Гавердовского ученые сделали вывод о дате смерти Срыма Датова – 1802 год. Но где конкретно это произошло, не упоминается.

Гаип-ата – это и есть Срым-батыр

Сначала западноказахстанская экспедиция направилась в Каракалпакию к захоронению, известному под именем “Гыжикбатыр”. Версия, что там покоится Срым, выдвигалась многими историками. Однако после тщательного исследования и общения с местными жителями, никогда не слышавшими о Срыме, ученые сделали вывод, что в данном месте похоронен не казахский батыр. Сам мавзолей, по мнению историка Сдыкова, напоминает культовое сооружение каракалпаков Южного Приаралья XVIII–ХIX веков. Кроме того, как считает краевед Жайсан Акбай, два батыра в одном мавзолее не могут быть похоронены. Гыжик-батыр является национальным героем каракалпакского народа.

Дальнейший путь экспедиции лежал в Хорезмскую область, где в 60 километрах от Ургенча находится захоронение, известное под именем “Гаип-ата”. Существует легенда, что Срым был отравлен после двух дней пути из Хивы. “Султан Каратай нанял старушку, которая сидела на дороге и предложила батыру выпить кумыса в жаркий день. Потом она же намазала стремя его лошади ядом. Через три дня Срыму стало плохо, и он умер в дороге”, – рассказывает краевед Жайсан Акбай.

Существует поверье, что похороненный в этом месте Гаип-ата не является узбеком. “Гаип” означает “пришлый”, “неизвестный”. Его считали пришлым святым. Сам мавзолей резко отличается от узбекских захоронений. Он больше похож на казахские культовые сооружения. Кроме того, в этой местности много потомков соплеменников Срыма, которые два века назад покинули родину вместе с ним. Они также уверены, что в могиле Гаипа-ата покоится их предок.

– Члены экспедиции, исходя из всей имеющейся информации, пришли к заключению, что это и есть место захоронения Срыма Датова, – отмечает профессор истории Мурат Сдыков, возглавлявший научную экспедицию.

Под занавес минувшего года в поселке Гурлен Хорезмской области рядом с мавзолеем было торжественно открыто памятное надгробие из черного мрамора с надписью “Гаип-ата-Срым Датулы”. Так была поставлена окончательная точка в вопросе о месте захоронения легендарного героя народно-освободительного движения Срыма Датова. В местечке, где, по легендам, зарождалось движение – в Срымском районе Западно-Казахстанской области, названном в народе Срым-тобе, в прошлом году установлен мемориальный комплекс, где хранится капсула с землей с места захоронения батыра. По прошествии 265 лет со дня рождения Срыма были отданы все почести народному герою.

Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, Уральск