О том, как Казахстан помогает Афганистану восстановиться, рассказал министр иностранных дел Бейбут Атамкулов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Квзвхстан предложил отказаться от вооруженного силового урегулирования конфликта в Афганистане и в качестве альтернативы предложил помочь экономически поднять страну.
"Сегодня казахстанские компании участвуют в проектах. Идет строительство железной дороги "Север — Юг". Казахстанская компания "Интегра" выиграла тендер на один из участков — это 43 километра, участок "Хаф-Герат". Кроме того, Актюбинский рельсобалочный завод выиграл конкурс на поставку в Афганистан 350 тысяч тонн рельсов для строительства этой железной дороги", — рассказал Атамкулов, выступая на правительственном часе в Мажилисе.
Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Тимур Токтабаев добавил, что Казахстан планирует разработку нефтегазовых месторождений Афганистана.
"В Афганистане большие объемы нефти, меди, бериллия, марганца и олова. Компании "КазМунайГаз", "Казгеология" ведут переговоры по отбору потенциальных проектов. Из крупных проектов — разработка трех нефтегазовых месторождений. Мы ожидаем в ближайшее время результатов", — сказал Токтабаев.
Он отметил, что всего у Казахстана имеется потенциал на 24 товарные позиции экспорта в Афганистан.
По словам Атамкулова, торговый оборот между странами достиг 520 миллионов долларов.
"В 2017-2018 годах из них основной оборот составила поставка двух миллионов тонн пшеницы и зерна. Сегодня 80 процентов зерна и муки в Афганистане — из Казахстана. Кроме того, мы образованием занимаемся. Тысячи специалистов — врачей, инженеров — будут подготовлены к 2021 году в вузах Казахстана. Еще одна программа ЕС, в которой мы участвуем, образование для женщин Афганистана. Мы сейчас с Узбекистаном вместе будем проводить эту программу", — рассказал министр.
В то же время мажилисмен Владимир Божко отметил, что Казахстан по поставкам зерна в Афганистан обгоняет Узбекистан.
"Вынуждены констатировать, что мы этот рынок теряем. Его занимает представитель узбекского бизнеса, который по дешевке закупает у нас зерно, построили много мельниц, и сейчас его поставляют в Афганистан. Плюс отдельные страны Центрально-Азиатского региона имеют заградительные таможенные пошлины для наших товаров", — выразил опасения Божко.