В Костанайской области чтят память об этом событии и о тех, кто в далеком 1954-м приехал сюда, кто превратил вековую степь в житницу огромной страны.
Одним из таких людей был знаменитый хлебороб, Герой Социалистического Труда Михаил Саввич ЯРОВОЙ. Удивительной скромности человек. Никогда не кичился своими подвигами – ни воинскими, ни трудовыми. А ведь он был полным кавалером ордена Славы, что приравнивается к званию Героя Советского Союза! Только по этому факту можно судить о его военных заслугах.
Сегодня о герое написано даже в “Википедии”. Но нигде нет информации о том, что Яровой – это не настоящая его фамилия.
Об этом он рассказал сам, когда я лет 20 назад брала у него интервью. Михаил Саввич уже переехал в город. Жил один в хорошей квартире и явно тяготился своим городским обитанием. Запомнилась его скромность, даже почти стеснительность. Мы говорили о работе, трудовых подвигах и, конечно, о войне. Вот тогда он и рассказал мне, что фамилия у него от рождения была совсем другая. Не помню, написала ли я об этом тогда в своем репортаже, но много лет спустя, беседуя уже с другим фронтовиком, ныне здравствующим Павлом ДАЦЕНКО, неожиданно вернулась к этой истории и вспомнила наш разговор с Михаилом Саввичем.
Павел Васильевич родом из села Владимировка Костанайского района, наш земляк, он тоже прошел всю войну и даже был признан погибшим, о чем успели сообщить его родным.
Даценко рассказал мне, как он встретился с Михаилом. Тогда он и не подозревал, что этот героический молодой человек впоследствии станет его земляком и знаменитым хлеборобом.
Было это при случайном знакомстве с командиром, под началом которого и воевал Яровой. Целина – трудовой подвиг народа или авантюра Никиты Хрущёва
По его словам, командир заявил, что их смерть не берет потому, что у них служит сама Смерть.
– Как так? – удивился я.
– А ничего удивительного, – улыбнулся командир и окликнул невысокого, совсем негероического вида паренька:
– Подойди-ка!
– Есть! – откликнулся паренек и подскочил к нам.
– Ну-ка, назови свою фамилию! – приказал командир.
– Смэрть! – с явным украинским акцентом отрапортовал солдат.
– Вот так-то, – довольный, ухмыльнулся офицер.
Как потом оказалось, это и был Михаил Яровой. А фамилию ему посоветовал сменить уже целинный начальник, сейчас не помню какого уровня.
Дескать, что ж с такой фамилией в мирное время, да еще и хлеб убирать… Вот и выбрал Михаил Саввич себе самую “хлебную” фамилию.
Все, кто его знал, в один голос уверяют: такие скромные, честные и трудолюбивые люди встречаются редко. Он никогда не кичился званиями и наградами, не требовал для себя дополнительных регалий и полномочий.
Вспоминается день, когда в последний раз его видели костанайцы. Был День города, на который приехал глава государства. Почетные жители области и города сидели на стадионе в первом ряду. В том числе Михаил Яровой и Камшат Доненбаева. Президент пожал им руки.
А потом ветеранам поднесли каравай, и они оба, отщипнув по традиции по кусочку, поцеловали хлеб. И это не было игрой, заведенным обрядом.
Они действительно знали цену того, каким трудом дается каждый такой каравай.
Айжан АДЫРБАЕВА, Костанай