Кровавый рейс - Караван
  • $ 529.7
  • 545.96
-1 °C
Алматы
2025 Год
16 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кровавый рейс

Кровавый рейс

21 июля в Кыргызстане перевернулся автобус с казахстанскими туристами. 8 человек погибли, более 30 получили ранения. Все последние дни мы отслеживали ситуацию. Наши корреспонденты побывали в кыргызском поселке Токмок, где произошла автокатастрофа, разыскали очевидцев аварии и тех, кто первыми стал вызволять из металлических тисков истекающих кровью людей.

  • 25 Июля 2008
  • 2626
Фото - Caravan.kz

Хроника трагедии

65-й километр объездной дороги Бишкек – Чолпон-Ата. Рядом с местом ДТП находятся мост им. Ю. Дунларова, пограничный пункт пропуска “Токмок”. Местные жители показали нам следы страшной аварии. Обочина дороги забрызгана кровью. Повсюду разбросаны осколки стекол, ветки деревьев, остатки вещей и искореженные куски металла. По рассказам очевидцев, автобус марки “Сетра” двигался по трассе в западном направлении. Ехал ли автобус по встречной полосе, выясняет следствие. На трассе нет освещения. Возможно, поэтому в 12 часов ночи водитель автобуса вовремя не среагировал на выскочивший навстречу “Мерседес”. Когда произошел удар, автобус отбросило на противоположную сторону, он перевернулся несколько раз. В автобусе находилось 49 пассажиров. Они отдыхали на Иссык-Куле и возвращались в Алматы из поселка Бостери.

– Примерно в 12 часов ночи во дворах стали лаять собаки, – рассказывает житель поселка Токмок, Рахматулла. – Я проснулся. А через 10–15 минут слышу звук, как при очень сильном ударе – словно снаряд разорвался. Затем – крики о помощи, плач, стоны… И так продолжалось до самого утра… Вообще, это место, где разбился автобус, возле моста Дунларова, какое-то странное. Вроде бы дорога ровная, а аварии происходят постоянно. Недавно снова машина перевернулась…

Первыми на помощь бросились сотрудники кыргызского пограничного поста. Они закрыли границу, вызвали “скорую”, МЧС и побежали к автобусу. К ним присоединились и казахстанские пограничники. Военные освещали автобус зажигалками, спичками, пытаясь извлечь из груды металла покалеченных людей.

– Когда мы утром заступили на смену, у ребят, дежуривших в ту ночь, форма была в крови, – рассказали нам кыргызские пограничники. – Они помогали спасателям до самого утра.

Пассажиры не поняли, что произошло

На станцию скорой помощи поселка Токмок вызов поступил в 0.25. Дежуривший в ту ночь фельдшер Сергей Сонин вместе со своими коллегами сразу выехал к месту аварии.

– До пяти утра мы вместе со спасателями, медиками из другого села извлекали людей из автобуса, – вспоминает фельдшер. – Пассажиры были зажаты в обломках железа, поэтому машину распиливали специальными пилами, освещая автобус фарами машин и галогеновой лампой, которую привезли сотрудники службы ЧС. Пострадавшие находились в шоковом состоянии, у многих была паника: люди метались, кричали, звали своих родных, друзей… Многие не понимали, что произошло, ведь в момент автокатастрофы почти все спали.

Всех пострадавших бригады “скорой помощи” доставили в ближайшие медучреждения – Токмокскую территориальную и Чуйскую районную больницы. Тела восьмерых погибших доставили в морг Токмока, в том числе – водителя “Мерседеса” (он был жителем этого поселка).

В больнице Токмока боролись за людские жизни

– Ночью к нам поступили 20 человек, из них трое находились в очень тяжелом состоянии, – говорит заведующая организационно-методическим отделом Токмокской территориальной больницы Асылгуль Бобекова. – Двоих людей с черепно-мозговыми травмами бригада врачей-реаниматологов доставила в национальный госпиталь Бишкека. У всех пострадавших были закрытые черепно-мозговые травмы, ушибы внутренних органов, порезы, рваные раны, у многих – переломы. Двоим пострадавшим наши врачи сделали операцию. У мужчины был разрыв слизистой мочевого пузыря, у женщины – открытый перелом тазовых костей.

В тот же день, 21 июля, примерно в 14.00 в Токмок прибыли сотрудники Центра медицины катастроф казахстанского Министерства чрезвычайных ситуаций.

– Из Чуйской и Токмокской больниц мы вывезли на спецмашинах в Алматы десять человек, – рассказала заместитель директора филиала ЦМК Айша Ибраева. – Девятерых доставили в алматинские больницы, одна женщина отказалась от госпитализации. Двоих в Алматы привезла “скорая” городского департамента здравоохранения. За остальными пострадавшими в Кыргызстан приехали родственники.

Состояние пострадавших остается тяжелым

В среду мы побывали в 7-й клинической больнице в Калкамане. Здесь в разных отделениях лежат 13 пострадавших. По словам заместителя главного врача по хирургии Алика Искакова, двоих пострадавших – мужчину с повреждением грудного отдела спинного мозга и женщину с переломом шести ребер – сразу отправили на операционный стол.

– В Токмоке пострадавшим оказали первую помощь, которая возможна в условиях территориальной больницы, – говорит Алик Саруарович. – Остальное будут делать наши врачи. Следующим этапом будет реабилитация. Если говорить в общем, травмы у всех достаточно тяжелые, половина из них – это сочетанные травмы (повреждение сразу в нескольких анатомических полостях. – Авт.).

В 4-ю городскую больницу за помощью обратились еще восемь пострадавших в кыргызской аварии. Четверых в состоянии средней тяжести врачи госпитализировали.

А в первую городскую детскую больницу привезли еще трех жертв аварии. Один из них был в очень тяжелом состоянии. Ребенка тут же положили в реанимацию.

* * *

Мнение

Автобус не мог развить скорость 150 км/час!

Сотрудник Государственной автомобильной инспекции МВД Кыргызстана Александр Каравай:

– По факту дорожно-транспортного происшествия возбуждено уголовное дело. Проводятся судебно-медицинская, автотехническая и трасcологическая экспертизы. Пока нет окончательного ответа на вопрос, что же стало причиной аварии. Некоторые средства массовой информации предположили, что водитель “Сетры” ехал по трассе со скоростью 150 км/час. Но это просто невозможно – автобус был изготовлен 36 лет назад!

“На любые вопросы они реагировали плачем”

Заведующий нейрохирургическим отделением №2 клинической больницы №7 Алимхан Халимов:

– У нас лежат семь человек с черепно-мозговыми травмами, все женщины. У пострадавших множественные ушибы, ссадины тела. У одной девочки, Насти, 70 процентов кожи покрыто ссадинами, имеются раны лица, больше похожие на ожоги.

Пострадавшие находятся в состоянии сильного психо-эмоционального стресса. Особенно это было заметно в первые сутки. На любые вопросы они реагировали криком, плачем… Понять их состояние можно – некоторые в той аварии потеряли своих близких, у других родные лежат в соседних отделениях больницы…

В среду, 23 июля, в отделение поступила еще одна пострадавшая девочка, она потеряла в аварии маму и брата. Когда ее вытащили из автобуса, она сразу увидела свою маму, лежащую на носилках…

Думаю, всем пострадавшим нужен психолог. К сожалению, в штате больницы его нет. Поэтому мы постарались оградить от внешних раздражителей – поместили всех пострадавших вместе, в отдельные палаты, попросили их близких, чтобы к ним сейчас приходило как можно меньше посетителей. Женщинам мы объясняем, что их травмы не страшные, ссадины заживут, не будет косметических дефектов. Мы рассчитываем, что через 10–12 дней все нормализуется, а у Насти заживление ран наступит чуть позже – недели через три.

Статистика трагедий – 270 аварий, 127 погибших

По данным Государственной автомобильной инспекции МВД Кыргызстана, с 1 января по 20 июля 2008 года по дорогам в направлении озера Иссык-Куль и самой курортной зоны произошло 270 ДТП, в которых 127 человек погибли и 425 получили ранения. Основная причина аварий – превышение скорости, нарушение правил маневрирования и выезд на встречную полосу движения.

Как отметили дорожные полицейские, в целом трасса в направлении озера Иссык-Куль проходит по ровной местности, за исключением перевальных участков ущелья Боом, где имеются крутые виражи с малым радиусом поворота, крутые подъемы и спуски, а также ограничена видимость.

Мнение очевидца

Мародеры потрошили сумки

Мохмат, житель села Токмок:

– Утром с друзьями мы пришли на место аварии. Автобус все еще лежал, вокруг было много людей. На моих глазах местные жители вытаскивали из автобуса уцелевшие вещи, шарили по сумкам. Те, кто находил сотовые телефоны или деньги, прятали себе в карманы. Один мальчишка понес домой сумку с вещами.

Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ (фото)