Баксы "бабки" - Караван
  • $ 492.22
  • 529.38
0 °C
Алматы
2024 Год
8 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Баксы "бабки"

Баксы "бабки"

В Алматы 14 июля при большом стечении отечественной кинообщественности состоялась презентация новой картины Гуки Омаровой "Баксы". В названии очень важно правильно сделать ударение на второй слог. Тогда станет ясно, что фильм не о деньгах, а о целительнице и ясновидящей. Хотя – и о деньгах тоже.

  • 18 Июля 2008
  • 3545
Фото - Caravan.kz

Ждать до осени

О картине “Баксы” мы уже писали (см. №20 за 16 мая). За прошедшее время фильм успел быть показан в конкурсе фестиваля “Кинотавр” и сняться с программы 30-го ММКФ. “Кинотавр” – фестиваль внутрироссийский, и “Баксы” получил разрешение от дистрибьюторов на участие. Никакого приза ленте, правда, не досталось, однако, по словам режиссера Гуки Омаровой, жюри даже не стало рассматривать “Баксы” в качестве претендента на награды, так как это все-таки казахстанское кино, хоть и копродукция. А вот показывать фильм в Москве, где фестиваль имеет статус международного, к разочарованию организаторов форума и зрителей, дистрибьюторы запретили – дело в том, что большая премьера запланирована вскоре на престижном фестивале в Торонто. Поэтому отечественные зрители увидят “Баксы” не раньше осени.

Земельный вопрос

Итак, о чем же этот фильм. Прямо посреди степи и всего в нескольких метрах от не слишком оживленной трассы живет баксы Айдай – целительница, ясновидящая и вообще человек не от мира сего. Она помогает найти украденный скот, пропавших мужей, насильно лечит от алкоголизма и даже использует методы трудотерапии. Но земля, где живут Айдай и люди, которым она помогла и которые готовы ради нее на все, приглянулась криминальных корней бизнесмену. С чего вдруг ему понадобился этот пустынный клочок земли, совершенно непонятно – у богатых свои причуды. Участок же этот принадлежит другому не менее крутому бизнесмену Батыру. Он бы и продал, но когда-то Айдай излечила его жену от бесплодия, и у Батыра появился долгожданный сын. А баксы категорически отказывается покидать землю предков, так как только здесь она может лечить. Батыр в свою очередь не может выгнать женщину, которой многим обязан, и ему приходится вступить в конфликт с покупателем…

Сила – в героях

Айдай сыграла известная до сей поры разве что поклонникам Жамбылского театра Несипкуль Омарбекова, дебютировавшая этой картиной в кино. Сыграла мощно и очень достоверно: недаром прошло время у прототипа Айдай – баксы Бифатимы. И, признаться, очень жаль, что по сценарию, написанному Омаровой и Сергеем Бодровым, героиня отходит в мир иной уже в середине фильма. Отходит по собственной воле, чтобы “воскреснуть” и снова появиться в кадре уже ближе к финалу.

После “смерти” Айдай на первый план выходит история Батыра. Получивший-таки землю покупатель выстраивает бензозаправку и кафе с пафосным названием “Лас-Вегас”, но его отношения с Батыром не ладятся. И начинается достаточно тривиальная криминальная разборка, заканчивающаяся так, как она и должна была закончиться. Все получат по заслугам, включая заносчивого злодея и, казалось бы, вставшего на путь истинный, но однажды все же преступившего черту Батыра.

Его, кстати, сыграл вице-президент Казахстанской федерации муайтай, известнейший в прошлом спортсмен, увенчанный многими титулами, Фархат Аманкулов. Сыграл правдоподобно и здорово. Немногословно, без лишних слов и движений, неспроста удостоившись похвалы от режиссера и продюсеров. Возникает, впрочем, немало вопросов по поступкам его героя, хотя если бы он поступал так, а не иначе, то и всей дальнейшей истории бы не было.

И смех и грех

Тем не менее первая часть фильма понравилась значительно больше. Все естественно и непринужденно. Айдай помогает людям, учит жить их по законам добра и веры. И в этой вере, в осознании правильности собственных действий ее сила. В этой же части отличного качества юмористическая составляющая, в которой великолепно проявляет себя Толепберген Байсакалов, сыгравший Тоху – непутевого шурина Батыра, которого тот отправляет к Айдай на “перевоспитание”. Тоха, на мой взгляд, ярчайший персонаж “Баксы”.

Переход к криминальной драме поначалу выглядит плавным и даже наполнен символизмом. Как только Айдай покидает свою землю, тут же все меняется к худшему. Тоха, нарушая традиции, поминает усопшую водкой, что, разумеется, перерастает в пьянку, поселение в буквальном смысле рушится, а священная земля оскверняется. И возникающий на заправке пожар выглядит не как случайность или умысел, а как кара Небес. Правда, надолго символизма не хватает, а развязка закрутившегося криминального клубка выполнена в стиле мексиканских сериалов. На просмотре особо несдержанная компания даже захохотала в голос, не постеснявшись присутствия в зале обоих сценаристов. У последних, впрочем, на это есть железные аргументы: “Такова жизнь, все бывает”.

Интересный фактИдея фильма “Баксы” родилась после того, как Гука Омарова свозила Сергея Бодрова в Унгыртас, в гости к Бифатиме. Во время прогулки по близлежащим холмам Бодров спросил: “Почему бы не сделать картину о таком человеке?”

Интересный фактВ начальной сцене “Баксы” можно увидеть прототипа Айдай – Бифатиму и настоящую сцену жертвоприношения черного барана, которому совершенно реально перерезают горло.

Интересный фактБифатима отказалась сыграть фактически саму себя. Во время потребовавшегося кастинга Гуке Омаровой случайно попалась фотография Несипкуль Омарбековой – актрисы Жамбылского областного театра, которая раньше в кино не снималась. Для подготовки к роли Омарбекову отправили в Унгыртас с просьбой не разглашать цель визита. Однако Бифатима вычислила Несипкуль и тем не менее не прогнала.

* * *

Гука Омарова: В ответе за тех, в чью жизнь вмешалась

Режиссер “Баксы” Гука Омарова о некоторых подробностях создания “Баксы” – в эксклюзивном интервью нашему изданию.

– Вы с Сергеем Бодровым полноправные соавторы сценария?

– Как я могу быть полноправным сценаристом с Сергеем Владимировичем? На сегодняшний момент он один из лучших кинодраматургов в мире. Конечно, он писал больше. У меня были какие-то идеи, придумки, но историю в целом придумал Бодров.

– Несмотря на долгую совместную работу, вы с Сергеем Бодровым все равно не братья Коэны и не братья Вачовски, которые могут находиться в постоянном творческом контакте. Как технически проходила работа над сценарием?

– О теме фильма “Баксы” мы стали говорить еще задолго до съемок “Монгола”. Это был 2005 год, и я говорила, что хочу делать вторую картину, делать ее в Казахстане. Но поскольку запустился “Монгол”, времени писать практически не было. Затем Сергей поехал на монтаж в Лос-Анджелес, я прилетела туда же, и мы стали писать сценарий. Закончили очень быстро – где-то за три месяца. В дальнейшем были, конечно, правки: несколько сцен выкинули, уплотняли сценарий, делали его более упругим.

– У режиссера Омаровой были какие-то разногласия со сценаристом Бодровым?

– Так как это не первый наш опыт совместной работы, я абсолютно доверяю Сергею. И даже если у меня возникают какие-то возражения, у него всегда достаточно доводов, чтобы убедить в своей правоте. Но в то же время я всегда держу свои позиции, пока не находится логического решения.

– Бодров выступил и в качестве одного из многочисленных продюсеров картины. Насколько свободно вам работалось?

– Мне было очень комфортно. Люди начали мне доверять. Жесткого контроля, в принципе, не было и при работе над фильмом “Шиzа”. Иногда мне не хватало советов и поддержки, но Сергей Владимирович нашел время – несколько раз приезжал на площадку и даже снял две сцены. Не буду говорить какие – вы можете сами догадаться.

– И в “Баксы”, и в “Шиzе” у вас были заняты непрофессиональные актеры. С какой целью вы привлекаете их для съемок?

– В первую очередь я ищу точный персонаж, точный характер. И мне нравится работать с непрофессиональными актерами, мне нравится приводить в кино новые лица. Я считаю, среди нас очень много актерских талантов.

Фархат Аманкулов – бывший спортсмен, но у него солидный опыт съемок в кино (фильмы “Султан Бейбарс”, “Удар лотоса”, “Дети солнца”, “Кочевник” и др. – Прим. авт.). С ним было легко работать, он очень одаренный человек. У него получился искренний и яркий персонаж. Я думаю, произошло наложение персонажа и человека. Фархат, скорее, не играл – он жил.

Асель Абутова, сыгравшая Гаухар, из детдома. Она удивительный человек – скромный, трогательный, талантливый. Поучаствовав в съемках, Асель сказала, что они изменили ее жизнь. В то же время я испытываю чувство ответственности за тех, в чью жизнь вмешиваюсь. Например, с Олжасом Нусупбаевым, сыгравшим главную роль в “Шиzе”, мы постоянно поддерживаем отношения, и я пытаюсь принимать какое-то участие в его судьбе. Надеюсь, что с Асель у нас будет так же.

* * *

Сергей Бодров, продюсер и автор сценария: Замечательный результат!(о работе над “Баксы”)

На мой взгляд, получилась хорошая картина. В Казахстане их появляется не так много, но этот год обещает быть урожайным. В Казахстане вообще снимать фильмы нелегко. А прошлый год был особенно тяжелым – работало много приезжих групп. И нас жизнь заставила взять не опытных профессионалов, а дебютантов. Им было нелегко, но мы получили замечательный результат. Нам очень повезло с операторской группой, возглавляемой Рафиком Галеевым, с которым мы знакомы по “Монголу”. Вся остальная операторская группа была здешней. “Баксы” – это то казахстанское кино, благодаря которому к стране привлекается внимание мира, что очень важно.

(о финале фильма)

Жизнь иногда страшна, но и справедлива. За все плохое воздается. Это абсолютно естественно. Здесь нет никаких авторских придумок. Финал получился закономерным и в то же время эмоциональным.

Фархат Аманкулов, исполнитель роли Батыра: На экране все жизненно(о поступках своего героя)

Вы, наверное, тоже жили в тот период, когда после развала Союза в 1990-х годах была неразбериха и нестабильность во всем. Если бы знать все, что будет, наперед, можно было бы постелить соломку. Когда человек находится в полной физической готовности, он рассчитывает только на себя. Но когда дело касается твоих детей, близких, где-то, может быть, есть и эмоции. И то, что показано на экране, – это нормально, жизненно. У нас самих были такие серьезные ситуации, когда подключались люди, решали вопросы.