Еще три года назад городские власти обещали решить эту проблему. Строительство паркингов за счет инвесторов было включено в программу “Снижение транспортной нагрузки на автомагистрали города Алматы. 2005–2007”. Но этот пункт программы с треском провалился. И вот городские власти вновь обещают решить проблему. Теперь уже за свой счет.
Здесь будет город-паркинг
В 2005 году, когда департамент транспорта и автомобильных дорог представил программу, выглядело все очень заманчиво. Планировалось, что акимат выделяет только землю, а вот строить паркинги будут частные инвесторы. По скромным подсчетам создателей программы, на это требовалось 1378,7 миллиона тенге.
Вроде и заинтересованных компаний оказалось не так уж мало. Департамент транспорта и автомобильных дорог провел переговоры с владельцами торговых, развлекательных, административных и бизнес-центров, а также рынков, чтобы именно они построили около своих зданий многоярусные паркинги.
Предусматривалось строительство паркингов и в жилых комплексах, где на одну квартиру обязательно должно быть одно машино-место. Чиновники рассчитывали, что в 2006 году частные инвесторы построят 80–90 паркингов, а всего их должно быть не меньше 275, и разместится там более 100 тысяч машин.
Но одно дело – расписать программу на бумаге, а другое – воплотить в жизнь.
Уже тогда в Алматы остро стоял земельный вопрос. Естественно, что для строительства паркингов необходимы участки свободной земли. А где их взять, особенно в центре города, где и так уже все давно застроено впритык?
Выход городской акимат нашел быстро: под его пристальное внимание попали уже существующие автостоянки, коих в Алматы было около 230, ведь большая часть земли под них в свое время была отдана предпринимателям в аренду.
По какому принципу выделялась земля, остается загадкой, но тогда в “одни руки” уходило по 13 участков.
Кто же его заставит, он же частник!
С начала реализации программы прошло уже три года, однако паркингов в южной столице как не было, так и нет. Компании, предложившие свои услуги в качестве строителей, информацией о проделанной работе, равно как и о сроках освоения земельных участков, делиться не спешат. Многие строители сейчас вообще сворачивают бизнес – кризис. А то, что выделенная земля не освоена, так это дело житейское – кушать она не просит, а цены на нее, возможно, еще и поднимутся.
Разработчик программы – управление транспорта и автомобильных дорог – тоже не владеет информацией: дескать, все данные были переданы другому управлению, но куда именно – не знают. Управление строительства признает, что в настоящее время курирует строительство паркингов, но заявляет, что никакого отношения к прошедшей программе не имеет.
По словам главного специалиста управления строительства Алматы Аскара Сералиева, городские чиновники пытались разобраться, по каким причинам инвесторы не могут начать строительство, но опять же не до того было. Выяснилось, что кто-то получил участок, под которым идут коммуникации и на нем невозможно строить подземный гараж, у кого-то возникли проблемы с разработкой проекта и согласованием документов, а у кого-то банально нет денег на строительство.
– Поскольку в строительстве было 100 процентов частных инвестиций, то мы не можем заставить компании выполнить программу, – пояснил Аскар Сералиев.
А потом произошли перестановки в руководстве города. В итоге выяснилось, что после ухода с должности заместителя акима Якова Заяц конкретного ответственного за реализацию этого проекта чиновника просто не было.
И теперь у городских чиновников возникла идея построить паркинги уже своими силами, за счет бюджета.
Есть ли повод для оптимизма?
С начала этого года, по данным управления строительства, начата работа по строительству муниципальных паркингов. Администратором этой затеи определили управление строительства, оно будет следить за строительством, а вот эксплуатировать их в дальнейшем будет государственное коммунальное предприятие “Алматы-Паркинг”.
– Уже проведен тендер на проектирование, – рассказал нам Аскар Сералиев. – Выбраны две компании – Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций и ТОО “АТД – Holding”. Пока разработаны проекты трех паркингов: возле Дворца республики, под фонтанами, на Абылай хана и Казыбек би (возле здания налогового комитета Алматы), в районе улиц Абылай хана по Жибек жолы (прямо под Арбатом).
Возле Дворца республики ТОО “НИИТиК” предлагает построить двухъярусный паркинг на 310 машино-мест. Строиться он будет в течение двух лет, а его стоимость – 1020 миллионов тенге (приблизительно 8,5 миллиона долларов). Более крупный паркинг – на 500 мест – предлагает построить компания “АТД – Holding” возле налогового комитета Алматы. Его предварительная стоимость – 1 миллиард 320 миллионов тенге. А подземный паркинг под алматинским Арбатом, рассчитанный на 294 машино-мест, обойдется в 1 миллиард 388 миллионов тенге.
– Мы бы могли проектировать и по 10 паркингов в год, но все упирается в нехватку земли, – объяснил Аскар Сералиев. – В Алматы практически нет свободных участков, тем более что мы стараемся не связываться с проблемными территориями, где необходимы изъятия и снос.
Вот тут сразу и вспоминаешь о провалившейся программе. А как же те земельные участки, которые были выданы инвесторам?
– Этот вопрос поднимался одно время, но сейчас им никто не занимается, – говорит Аскар Сералиев.
На разработку одного объекта, по данным специалистов, уходит около полугода, а дальше встает вопрос о выделении средств на само строительство. Но тут городские чиновники более чем оптимистичны.
– С выделением денег на строительство проблем не должно быть, – считает Аскар Сералиев. – Строительство начнем уже в этом году.
Ну а пока чиновники мечтают и создают новые программы, алматинцы часами ищут место для парковки. И не всегда успешно…
Справка
По данным управления земельными отношениями Алматы, для строительства автопаркингов с 2005-го по июль 2008-го выделено 70 земельных участков, из них 25 переданы в частную собственность, 43 – во временное возмездное землепользование и 1 – в аренду.
Примечательно, что практически все участки, находящиеся в настоящее время в частной собственности, сначала выделялись на основании постановлений акимата, а потом продавались нынешним владельцам. И, значит, с этой землей ее хозяева теперь вольны делать все, что захотят.
География выделенных территорий впечатляет: от участков в микрорайонах “Айнабулак”, “Мамыр”, “Жетысу” и “Аксай” до “лакомых кусочков” в центре города. На этой земле должны были возвести подземные и наземные, двухъярусные и шестиярусные паркинги, иногда по проектам даже с фонтанами.
Воплотятся ли эти проекты в жизнь? И если нет – то что будет с земельными участками? Вернут ли их городские власти городу или они были выданы в качестве подарка “нужным” компаниям?
Пока эти вопросы остаются без ответа.
Анна ПАВЛОВА