Накануне все российские и казахстанские СМИ пестрели заголовками о том, что Министерство обороны России завершит использование «Байконура» до конца 2019 года. Естественно, такое обилие новостей на эту тему не оставило наших соотечественников равнодушными. Дошло до того, что отдельные пользователи Сети начали думать, будто космодром теперь будет полностью казахстанским.
Интересно, что большая часть людей совсем забыла, что вопрос о выводе военнослужащих из Байконура обсуждался ещё с начала лета 2018 года. Тогда корреспонденту медиа-портала Caravan.kz удалось поговорить с главным редактором и издателем журнала «Космические исследования и технологии» Нурланом АСЕЛКАНОМ и действительным членом Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, а также писателем, написавший более 20 книг, посвященных космонавтике, Александром ЖЕЛЕЗНЯКОВЫМ. Они-то и объяснили, что вывод российских военнослужащих ровным счетом не меняет ничего, ведь там так и останется "Роскосмос".
Слева — Александр Железняков, справа — Нурлан Аселкан.. Фото — Коллаж — Caravan.kz
Ещё в июне 2018 года Нурлан АСЕЛКАН сетовал на то, что ситуация с выводом российских военнослужащих была преподнесена «немножко перевернута». При этом он не обвиняет журналистов, а предполагает, что сами источники не очень взвешенно подошли к освещению вопроса.
— Как известно, в нулевые годы была расформирована главная воинская часть космодрома Байконур, так называемая «11 284». Это состав команды полигона, центральная воинская часть. Там есть ещё несколько других частей, относящихся к ракетным войскам стратегического назначения, силам ПВО, хозяйственным службам и так далее.
Считается, что с момента расформирования главной воинской части космодром перешел на гражданские рельсы. Большую часть работ стали осуществлять расчеты «Роскосмоса». По сути, это были уволившиеся военнослужащие и новые специалисты. Казахстан — как тот маленький мальчик, что нашел пулемёт – эксперты о передаче «правого фланга» Байконура казахстанской стороне
Объясняя происходящее, редактор журнала «Космические исследования и технологии» упоминает организацию «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» — это подразделение «Роскосмоса» занимается обслуживанием стартовых и технических комплексов.
— В эту организацию в свое время пришло очень много бывших военных, которые работали там до последнего дня. Но все мы в курсе, что интенсивность пусков с космодрома Байконур, как и с других российских космодромов, сильно упала. Это вызвано уходом многих коммерческих программ, задержкой создания новых космических комплексов, разработки и запуска модулей для Международной космической станции.
Поэтому в начале года ЦЭНКИ объявил о том, что будет сокращено 400 специалистов этого подразделения, сейчас объявлено о других сокращениях. Объем работы упал, и содержать такое количество специалистов сложно.
С этой точкой зрения был согласен и действительный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ. По его мнению, космодром Байконур уже давно стал гражданским и новости о выводе российских военнослужащих крайне раздуты.
— Количество российских военнослужащих, продолжающих служить на объектах полигона, невелико. Да и занимаются они не службой в классическом понимании этого слова, а инженерной работой, обслуживая узлы связи и пункты измерения и обработки информации. Это обычные инженеры, которых легко могут заменить и гражданские специалисты. Но пока этим занимаются военные. Скорее по традиции, оставшейся с советских времен, чем по необходимости.
Ознакомиться с полной версией интервью вы можете по ссылке.