Смартфоны в лечении туберкулеза - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Смартфоны в лечении туберкулеза

Смартфоны в лечении туберкулеза

Наблюдать за пациентами при лечении туберкулеза теперь будут с помощью смартфонов! Не нарушает ли такой режим права человека? И, главное, какое имеет значение для полноценного избавления от болезни? Пояснения дает директор Центра фтизиопульмонологии Алматы Жанар САПИЕВА.

  • 17 Февраля 2019
  • 2401
Фото - Caravan.kz

Лечение туберкулеза – трудоемкий процесс. И главная проблема здесь, чтобы больной не бросил все на полпути. Сегодня врачи применяют разные схемы терапии таких пациентов. Их длительность зависит от формы болезни и может составлять от шести месяцев до двух лет.

Хотя в Казахстане уже внедрены современные короткие схемы лечения при устойчивых формах болезни, но и они предусматривают срок от 9 до 11 месяцев. Понятно, что выдержать такое может не каждый человек.

– Допустим, назначили ему 5 видов препаратов. А это значит от 15 до 20 таблеток за один прием, – говорит Жанар Сапиева. – Но пациенту сложно привыкнуть к такому напряженному курсу лечения. Поэтому приходится за ним наблюдать. Только в таком случае человек хочет не хочет, а вынужден ему следовать.

Если же не контролировать больного, он начинает себя жалеть, прерывает прием лекарств, тогда ни о каком выздоровлении не может быть и речи.

Ведь после перерыва болезнь поддается терапии все труднее и труднее. И в конце концов пациент может стать вовсе не поддающимся лечению хроником. А это очень опасно!

– Как реально вы проводите видеонаблюдение за пациентом?

– Для этого у нас работают специально обученные медсестры и есть определенный алгоритм действий. То есть человек не просто вышел на видеосвязь и как захотел, так и отчитался, что выпил препараты. Во-первых, у наших медсестер планшеты с хорошим объемом памяти и качеством видеосвязи. В то же время пациент может использовать вполне обычный смартфон с видеокамерой. Допустим, он звонит медсестре и сообщает: “Хочу выйти на видеосвязь”. Далее представляется: я такой-то, называет сегодняшнюю дату, перед ним разложены препараты, видны их названия, и он их принимает. После этого медсестра обязательно осведомляется, как у него дела, самочувствие, уточняется время следующей видео­связи. А запись прошедшего сеанса архивируется в планшете и через месяц удаляется.

Жанар САПИЕВА
Жанар САПИЕВА

На первый взгляд все это кажется утомительным, но если представить, что в противном случае больному придется каждый день для приема препаратов приходить в поликлинику, то такое видеонаблюдение за ним выглядит намного проще.

– А если пациент не выйдет на связь?

– Если сегодня пациент не вышел на связь, завтра мы его уже снимаем с видеонаблюдения. То есть передаем таблетки в поликлинику, и он будет вынужден сам приходить туда и принимать их там. Это жесткое, но необходимое условие при видеоконтроле лечения.

– А если не будет ходить и в поликлинику?

– Тогда наши медики выезжают к нему и на дому выясняют, в чем причина. Иногда бывает, что человек просто занялся какими-то делами и элементарно забыл. Но в основном подобные проблемы возникают с социально дезадаптированными людьми. Остальные соблюдают режим всегда, тем более что эта видео­связь для пациента бесплатна. Медсестра сама может звонить ему ежедневно, посредством Интернета. Для нас такие сеансы обходятся недорого, потому что тратится незначительное количество мегабайт.

– Довольно трудно представить, что, к примеру, человек без определенного места жительства имеет смартфон…

– У нас был такой больной, который, между прочим, очень хорошо выходил на видеосвязь и принимал препараты. Как на самом деле должен выявляться туберкулез и на что рассчитывать при его лечении — врач-пульмонолог

– А доходит ли до таких пациентов помощь из акиматов?

– Да. Помощь выделяют районные отделы занятости и социальных программ. Если человек лечится в стационаре, то получает ее только после выписки. А так ее предоставляют тем, кто проходит терапию амбулаторно. По месту прописки больной собирает необходимые документы, относит их в районный отдел занятости и социальных программ и потом получает помощь 28 800 тенге ежемесячно. А мы от Центра фтизиопульмонологии выдаем ему справку, что он действительно находится у нас на амбулаторном лечении. Ну, а если наш пациент не принимает лечение более 7 дней, тогда эта социальная помощь автоматически прерывается.

– То есть вы звоните в акимат и просите прекратить ему эти начисления?

– Да. Вот и получается, что, с одной стороны, – это социальная помощь, с другой – инструмент для того, чтобы поддерживать приверженность больного к лечению. И, поверьте, это очень хорошее подспорье в противотуберкулезной терапии таких пациентов.

АЛМАТЫ