Программа “100 школ, 100 больниц”, рассчитанная на три года, была представлена Президентом страны в прошлом году. И местные власти активно взялись за работу.
Но проблема проявилась уже в самом начале: старые проекты школ не соответствовали новым требованиям. А денег на разработку новых проектов почему-то не заложили. Времени тоже в обрез – надо рапортовать об успехах!
Отчего упала крыша?
Первые школы собирались сдать уже к началу следующего учебного года. Среди них была и школа на 1200 мест в Талдыкоргане.
Кровля актового зала недостроенного здания рухнула 7 июня, когда рабочие делали на крыше “стяжку”. Разлом прошел по центру крыши. Пятеро строителей рухнули вниз вместе с обломками. Двое погибли, еще два человека были отправлены в больницу в тяжелом состоянии, и лишь один по счастливой случайности отделался легкими ушибами. По словам пострадавших, жертв могло быть намного больше – бригада, работавшая в актовом зале, покинула помещение всего за полтора часа до обрушения кровли. Страшно представить, что все могло произойти и позже, когда в новую школу пришли бы дети…
Строила здание компания “Алматыоблтяжстрой”, автором проекта является ТОО “Астанагорпроект”. Астанинские архитекторы имели солидное портфолио, в 2005 году на конкурсе в России компанию даже признали лучшей проектной организацией СНГ.
Правда, в 2003 году рухнули перекрытия спортивного зала школы №17 в Астане – проект школы был разработан тем же “Астанагорпроектом”. Комиссия тогда дала заключение: потолок спортзала рухнул из-за слабости несущих конструкций и ошибки авторов проекта школы. Но об этом, понятно, в красивом портфолио не упоминается. И школы по проектам этой организации строят по всей республике.
Причины аварии в Талдыкоргане сейчас выясняются. Возможно, строители нарушили технологию. А если дело все-таки в проекте?
Претензии у экспертов есть не только к проектам астанинских архитекторов. В марте этого года директор ТОО “Институт “Проектстальконструкция” Юрий Максимов направил в департамент строительства акимата Алматы докладную записку, в которой указал на серьезные ошибки, имеющиеся в проекте нескольких новых школ, разработанных ТОО “Капремпроект”. Эксперт сообщил: кровля этих зданий имеет тот же дефект, что и аварийная школа в Астане, – слабые фермы, поддерживающие кровлю. Как член комиссии, расследовавшей причины той памятной аварии, он предупредил: эти фермы могут рухнуть и без внешних воздействий, а уж самое слабое землетрясение не оставит им никаких шансов.
Разработчики сначала яростно отрицали все обвинения, но после визита представителей Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) и акимата были вынуждены согласиться с замечаниями эксперта. Фермы перекрытий в экстренном порядке исправили на всех объектах.
Но когда комиссия посетила недостроенную школу в микрорайоне “Айгерим”, выяснилось, что в проектах школ имеются и другие ошибки. Например, не имели достаточной прочности соединения ригелей с колоннами – в результате несущая способность колонн упала на треть. Кроме того, разработчики использовали колонны замкнутого квадратного сечения, которые сами по себе оказались почти вдвое менее устойчивыми, чем это было необходимо. Комиссия признала это заводским браком.
Небрежное исполнение и ошибки в проекте, по мнению Юрия Максимова, являются следствием заниженной цены проектирования, которую установили чиновники, организующие тендеры по госзаказу:
– Цена, которую предлагают на тендерах за проект, в несколько раз ниже рыночной. Этих денег не хватит даже на оплату труда коллектива проектировщиков. В итоге мы получаем бракованные, опасные для жизни детей и взрослых здания.
Нормы новые, проекты старые
Председатель Союза архитекторов Казахстана Акмурза Рустембеков:
– Ошибки в проектах – результат экономии на их разработке. Четыре года назад Комитет по строительству Мининдустрии разработал несколько типовых проектов школ, но два года назад строительные нормы их возведения были изменены в сторону ужесточения. Тогда же были введены новые санитарные требования по их планировке на основе международных рекомендаций. В итоге получилось, что типовой проект им не соответствует. Теперь надо разрабатывать новые проекты по новым нормам. Более того, требуется разработать проекты, которые будут соответствовать условиям районов, в которых они строятся, например, по сейсмике, климатическим условиям и т.д. В целом надо было спроектировать дополнительно еще пять или шесть типовых проектов школ вместимостью от 200 до 2000 учеников. Если бы проектировщики сделали это по новым нормам, все было бы нормально.
Но так как старые проекты абсолютно не соответствуют нормативной базе, то исполнители и заказчики начинают искать лазейки. Чиновники на местах торопят госэкспертизу, боясь сорвать выполнение программы, а разработчики просто берут старый проект и немного его переделывают, подгоняя под новые нормы.
Одни и те же проекты подгоняют и под 100 учеников, и под 1100, и под санитарные требования, и под сейсмические. А когда проекты начинают перекраивать, то узлы, несущие конструкции и соединения никто заново не пересчитывает – на это не дают ни времени, ни денег.
Три года назад разработка нового проекта школы на 1000 мест стоила 90 миллионов тенге. А сегодня подобный проект на тендер, в Жамбылской области например, выставляют за 20 миллионов тенге.
Недавно я был в Шымкенте, хотел участвовать в тендере, но потом отказался – при таких условиях качество гарантировать невозможно. Если в столицах контроль построже и ошибки еще можно выявить в ходе проверок, то в регионах строят “как получится”.
Замечания есть, но они устранимы
Директор департамента строительства акимата Алматы Кажымурат Усенов:
– Город планирует построить девять новых школ в этом году, но никто не требует ввести их именно к 1 сентября. Школу в микрорайоне “Айгерим” по договору вообще должны построить к марту следующего года. Мы не собираемся никого подгонять.
В связи со случившимся в Талдыкоргане на все объекты, в которых используются металлоконструкции, мы направили специальную комиссию. В Алматы школы по проекту “Астанагорпроекта” не строятся. Это проект старый, еще советских времен. Кроме того, мы в южной столице используем для утепления перекрытий и крыш менее тяжелые материалы.
Что касается школы в микрорайоне “Айгерим”, о которой говорит Максимов, то ее строительство только началось, там только начали монтаж каркаса. Этот проект прошел две экспертизы, последний раз мы выезжали туда на этой неделе. К самому проекту у комиссии никаких вопросов нет. Есть вопросы по качеству монтажа, который ведется на месте. Эти замечания устранимы. После того как конструкции будут смонтированы, до того как они будут обложены кирпичом или залиты бетоном, мы их еще раз обследуем. Были рабочие замечания – там одну шайбу пропустили, потом ее поставили. Такие вещи комиссия выявляет еще до заливки бетона. Одна шайба – это не вся конструкция. Если какой-то стык на заводе до конца не проварен – это тоже не вся конструкция.
Иван Войцеховский, Руслан Пряников (фото)