В конце января текущего года в Алматы состоялась премьера фильма Жанболата Мамая «Зулмат. Геноцид в Казахстане», который посвящен голоду в 1932-1933 годах в Казахстане. Мамай отметил, что фильм невозможно показать во всех кинотеатрах страны по разным причинам. При этом автор фильма не указал ни одной причины.
Интересно, что новости о нашумевшем казахстанском кино не были обделены вниманием и со стороны российских СМИ. Caravan.kz приводит некоторые фрагменты из публикаций наших зарубежных коллег об этом вопросе.
Версия News Front
"По информации сторонников и поклонников «творчества» г-на Мамая, на премьере собрались сотни людей, а ленту крутили еще несколько сеансов. То есть целенаправленно создается впечатление о наличии аншлага, и при этом фильм запускается в "Ютуб" и социальные сети, тиражируется и распространяется на всех уровнях. Интересно, что премьера прошла не на государственном языке, а на русском, якобы из-за того, что большинство документов было представлено из Государственного президентского архива на русском языке и у создателей ленты просто не хватило времени для перевода. Так как логично было бы снять фильм о «голодоморе» сперва на казахском языке, а потом озвучить уже на русском и английском, писал лидер Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов специально для News Front."
Автор публикации призывает не стараться найти в фильме материалы и документы, доказывающие организацию целенаправленного геноцида со стороны «кровавых большевиков», якобы устроивших голод в целях изничтожения местного населения по этническому признаку, в ленте этого не увидеть. Г-н Курманов считает, что главная цель "псевдоисторической стряпни" — подмена понятий и очернения всего советского прошлого.
Как уверяет автор той же публикации, голод как политика уничтожения казахов приписывается в фильме советскому государству с самого его основания и Ленину непосредственно, хотя он был вместе с Калининым инициатором образования в августе 1920 года Казахской Автономной Советской Социалистической Республики. И по мнению режиссера Мамая, политика геноцида длилась якобы со времени после окончания Гражданской войны вплоть до 1933 года. Явно заказчики перестарались в датах и сроках и попытались напрямую связать и соединить голод 1921 года с голодом 1932-1933 годов.
Жанболат Мамай оперирует только цифрами за подписью Голощёкина о переселении 5-10 тысяч раскулаченных семей баев, 400 голов — кочевые хозяйства, 300 — полукочевые, 150 — оседлые. Но ни о каких миллионах погибших нигде в статистике не указывается и не приводится. Как и нет ни одного документа за подписью Сталина и Голощёкина, где предписывается убивать или морить голодом. Наоборот, в цитируемых документах всегда подчеркивается четкое классовое отделение байско-феодальной верхушки от основной массы людей.
Правда, именно изъятие скота, по сути, у феодальной верхушки и вызвало массовую откочевку байских хозяйств вместе с целым рядом аулов в соседний Китай. Тогда за рубеж только за один год коллективизации вместе с населением перекочевало несколько миллионов голов крупного рогатого скота. Фактически эта массовая миграция через условную границу, а также неконтролируемый забой скота хозяевами внутри страны и привели все вместе к голоду. Ситуация усугублялась проведением политики осёдлости, когда создавались постоянные поселения, а казахи отрывались от кочевого ведения хозяйства.
"Казахстанский голод в связке с украинским"
Автор портала "Накануне" Павел Мартынов отмечает, что голод в Казахстане уже не в первый раз рассматривается в связке с украинским. Напомним, 10 сентября прошлого года в Астане состоялась акция, посвящённая «85-летию голодомора». В ней приняли участие казахстанские учёные, украинские дипломаты и представители украинской диаспоры. Посол Украины в Казахстане Иван Кулеба тогда призывал Астану последовать «примеру 20 стран, признавших голод 1930-х годов геноцидом».
Из тизера видно, что «Зулмат» также создан по украинским лекалам. Создатели приводят ряд знакомых тезисов:
1. События времён коллективизации сравниваются не только друг с другом, но и с холокостом. А сам «Зулмат» дословно называется «геноцидом, устроенным большевистской верхушкой». Однако были ли негативные последствия коллективизации результатом запланированного большевиками истребления какой-либо нации? Допустимо ли сравнивать голод и намеренное истребление, которым был холокост?
Директор ИАЦ «Институт евразийской политики» Максим Крамаренко обращает внимание, что голод 30-х годов был не только на Украине и в Казахстане, голодали и на Урале, и в Сибири, и в Поволжье.
— Это наша общая трагедия, забывать о которой, конечно же, грех. Есть интересный труд русского ученого Менделеева «К познанию России», в котором по результатам первой переписи населения 1897 года он сделал прогноз численности населения России, согласно которому в 1950 году в стране должно было проживать 282,7 миллиона человек, а в 2000 году – 594,3 миллиона человек. История ХХ века показала нам, что Дмитрий Менделеев «ошибся» в расчетах. Понятно, что «ошибка» произошла из-за того, что русский ученый не учел, что весь ХХ век то, что останется от Российской империи, будут сотрясать политические катаклизмы, унесшие миллионы жизней. Одним из «побочных» эффектов таких потрясений был и голод 30-х годов ХХ века. Но его никак нельзя назвать геноцидом, потому что это не была политика истребления отдельных народов в СССР, – рассказал эксперт.
Историк Игорь Пыхалов напомнил, что, во-первых, голод еще в Российской империи происходил регулярно, было это и в XIX веке, и в начале XX века. Но именно в советское время голод как постоянно возникающее явление прекратился. Наблюдалось только три случая серьёзного голода – это 1921 год после Гражданской войны, 1932-1933 годы и 1947 год после Великой Отечественной. Таким образом, если для царской России голод был нормой, то для Советского Союза – эксцессом.
— Что касается голода именно после коллективизации, то нельзя сказать, что он был организован именно искусственно. Повлияло то, что происходила коллективизация, и соответственно в ряде районов случился голод, но при этом всё равно власти и в центре, и на местах задачу специально истребить население не ставили. И уж тем более нельзя сказать, что они собирались уморить специально украинцев или казахов. Это явная злонамеренная выдумка, – считает Игорь Пыхалов.
2. Фильм позиционируется как историческое исследование с привлечением архивных документов. В тизере озвучены цифры – более 3 миллионов погибших за десять лет, хотя сам он снят на фоне монумента жертвам голода, и на памятнике хорошо видна дата — 1932-1933 годы. Таким образом, два периода голода – после Гражданской войны и во время коллективизации — слиты воедино и представлены как непрерывное десятилетие голода.
Игорь Пыхалов сомневается в достоверности такого количества жертв, отмечая, что цифры и для страны в целом, и для Украины, и для Казахстана очень сильно завышены, статистика даёт цифры в десятки раз меньшие.
— Надо понимать, что казахи народ кочевой, и кочевали они в том числе на сопредельную территорию, в тот же Китай. Поэтому при подсчётах нужно иметь в виду, была ли убыль населения от смертности, или была чисто механическая и миграционная, – отмечает он.
3. На Украине установлено множество памятников «голодомору», а в Казахстане только один, и тот лишь спустя много лет после обретения независимости.
— Если в Советском Союзе хотели бы голодом уморить казахский народ, то зачем создавали национальную интеллигенцию, а в середине 30-х годов правительство Ленинграда брало шефство над Казахской ССР и подготовило тысячи кадров для народного хозяйства советской республики? И пошли бы казахские батыры в годы Великой Отечественной войны защищать Москву и Ленинград, после того как Советское правительство хотело уничтожить голодом их народ?! Не думаю. Вот об этом надо помнить, – отмечает он.
"Проявление духовного возрождения"
Как пишет "Радио Азаттык", автор фильма Жанболат Мамай попытался привлечь и украинских историков, которые высказывают свою точку зрения о голоде в Казахстане в начале XX века и его официальной оценке. Украинские историки, которые говорят о гибели около четырех миллионов украинцев во время "голодомора" 1931–1933 годов, придерживаются позиции, что «советский режим проводил политику преднамеренного уничтожения украинского народа». Они рассказывают о том, какую им пришлось провести работу, чтобы признать "голодомор" геноцидом украинского народа на официальном, государственном уровне.
По словам историка Кайдара Алдажуманова, в ноябре 1991 года в Верховном Совете была создана комиссия, члены которой начали изучать секретные документы в архивах силовых органов. Тогда комиссия охарактеризовала голод в степи как «злой умысел против казахского этноса», «этноцид». Однако российские исследователи не захотели признавать выводы казахстанских историков.
– Только тогда, когда Украина подняла этот вопрос на уровне ООН, Россия начала говорить о том, что «голод был не только на Украине, но и охватил Северный Кавказ, Поволжье, Мордовию, Казахстан и даже южные районы Кыргызстана». Так хотят умалить значение трагедии в Казахстане и Украине, – говорит Алдажуманов.