Нет мусора и все бесплатно: как в Казахстане построили частный автобан без бюджетных вливаний - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нет мусора и все бесплатно: как в Казахстане построили частный автобан без бюджетных вливаний

Нет мусора и все бесплатно: как в Казахстане построили частный автобан без бюджетных вливаний

Сколько в Казахстане автобанов? Формально только два: трассы Астана – Бурабай и Алматы – Капшагай. Они ведут из крупнейших городов в зоны отдыха и азартных игр. На поддержание трасс тратятся миллионы, их холят и лелеют, плату берут за проезд.

  • 13 Февраля 2019
  • 3996
Фото - Caravan.kz

Но в стране есть еще одна дорога, которую можно смело назвать автобаном. По качеству ее строительства и состояния она идет от поселка Кенкияк до пункта Жанажол. Не слышали про такую?

Это дорога областного значения. Она связывает два нефтяных месторождения китайской компании. Конечно, главный признак автобана – ширина полосы. Нормальный должен быть шестиполосным – три полосы в одну сторону, три – в другую. Но второй главный признак – высокое качество дорожного полотна, чтобы автомобиль мог спокойно разогнаться до 120–150 км/ч и держать эту скорость без риска поймать яму или гребенку.

Вот это второе качество у нас хромает.

Министерство индустрии и инфраструктурного развития постоянно думает, как заставить дорожных строителей строить, а не воровать. Пока как-то не очень.

Руководителей компаний задерживают, судят, сажают, приходят новые – и… круг замыкается. Снова и снова. В Актюбинской области нашли, как его разорвать. Наверное, случайно. Тем не менее это был смелый шаг.

Главные пользователи дорог здесь – добывающие компании. Их большегрузы быстро разбили все, что было в округе.

Потом дороги начали мстить и принялись разбивать эти машины. Месторождения нефти быстро оказались в кольце грунтовок и, как немцы под Москвой, бились то с генералом Морозом, то с генералом Распутицей.

Вместе с ними страдали и местные жители. Степь покрылась сетью проселков, набитых прямо по земле. Поехать в гости в соседнее село было приключением. А выезд в город – подвигом. Люди бросали дома и перебирались в Актобе. Дом с участком можно было купить за пару-тройку баранов. Если бы были желающие.

Денег на новый асфальт у акимата не было. Поэтому АО “CNPC-Актобемунайгаз” предложило: “А давайте мы сами построим себе дорогу!”. Выгода прямая: грузы перевозят быстрее, транспорт не ломается. Власть не растерялась и согласилась. Но с условием – она должна быть общедоступной, бесплатной, и вы сами ее содержите. Хорошо, сказали нефтяники и начали строить.

Создали свою “дочку” – ТОО “Арман-Курылыс”, накачали ее деньгами, техникой и умными людьми. Новую трассу проложили по маршруту старой, которая осталась от прежних времен. Технологию использовали китайскую.

То есть хорошую, с нормальной отсыпкой, водоотводом, дорожной рубашкой. Даже по цвету асфальт здесь отличается от остального по стране: он более светлый, с бледно-желтым отливом. По дорогам разочарований и ожиданий проехали журналисты “КАРАВАНА”

Заказчиком стал “CNPC-Актобемунайгаз ”. Он же контролировал строительство. 10 лет назад дорогу сдали в эксплуатацию. Только две полосы. Но качество ее оказалось таким… что впору конкурентам забирать специалистов “Арман-Курылыс” с ногами и руками. Дорога производственная, и по ней постоянно перевозят грузы. Так вот: за все это время фуры не смогли набить колею.

Летом асфальт не плывет. Трещины и заплатки видны только в низинах, куда весной приходит талая вода. Остальная трасса до сих пор как новая. Без ремонта – 10 лет!

Местные жители забросили свои степные направления. Зачем, когда есть нормальный асфальт? В села возвращаются люди. Жить стало проще – в населенные пункты подвели газ и воду. Вдоль дороги появились крестьянские хозяйства. Очень помогли выросшие цены на мясо: разводить скот снова стало выгодным. Сегодня дом стоит уже от миллиона и выше. Конечно, это мало. Но надо учитывать, что в регионе не так много денег. Это не Астана.

Правда, в 2014 году “CNPC-Актобемунайгаз” пытался оправдать свои расходы. На двух концах дороги поставили шлагбаум и начали собирать деньги с проезжающих. Но после жалоб шлагбаум убрали, так как она принадлежит области.

Бросилась в глаза еще одна деталь: на обочинах нет мусора. На всех других они завалены бумагой, стеклом, пластиковыми бутылками и запчастями битых машин. Спрашивается, почему? А это потому, что на Кенкияк – Жанажол к проблеме подошли системно.

Вдоль дороги стоят бочки. Для мусора. За 10 лет водители привыкли ими пользоваться.

Оказывается, наши люди тоже могут не сорить. И это не лощеные жители городов, а простые аульские мужчины и женщины. Чтобы напомнить им о чистоте, поставлены знаки, которых… нет в правилах дорожного движения. Они простые. Надпись на желтом фоне: “Спасибо за чистые обочины”. Мелочь, но как подстегивает!

Кстати, у бочек есть хозяева. Каждая “дочка” “CNPC-Актобемунайгаз” контролирует свой участок дороги. Название отвечающей за порядок организации написано прямо на бочке.

…Мы подъезжаем к Кандыагашу, поворачиваем на международную трассу Актобе – Астрахань и быстро возвращаемся к действительности. Скорость падает до 50 км/ч, нас бросает из стороны в сторону.

– В этом году обещают начать ремонт этой дороги, – ободрил меня водитель. – Но никто не знает, сколько она проживет.