Изменить изменения
Закон о социальной защите пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне был принят еще в 1992 году. Уже тогда его называли популистским. В 1997 году в него были внесены изменения, которые лишили людей даже оговоренных льгот и привилегий. В результате разночтений многие требования нынешнего закона выполняются только на территории Восточно-Казахстанской области.
Полигонные удостоверения нигде, кроме ВКО, не действительны.
За 20 с лишним лет накопилось множество проблем. Но в этом году в стране решили изучить ситуацию с соцзащитой пострадавшего населения.
– В комитете по социально-культурному развитию мажилиса парламента РК рассмотрели комплекс вопросов, касающихся Закона РК “О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на СИЯП”. В обсуждении приняли участие и сами представители пострадавшего региона, – пояснила участница встречи, заместитель председателя общественного совета Семея Жанна ЖИБРАЕВА. – Предварительно все наши неправительственные организации внесли свои идеи и замечания, и мы аккумулировали предложения по столь важному для нас закону.
Местечковые беды республиканского масштаба
Сегодня пострадавшие Семея имеют всего две льготы – экологическую надбавку к заработной плате в размере 1,5 МРП и дополнительный оплачиваемый 10-дневный экологический отпуск, который предоставляется раз в год. Но при переезде в другую область Казахстана человек лишается даже этого.
– Каждый пострадавший должен иметь право на выплату ежемесячной экологической надбавки на всей территории Казахстана, – подчеркнула Жанна Жибраева.
При этом сложилась парадоксальная ситуация – пострадавшим, которые работают в бюджетной сфере, эти экологические надбавки выплачивает государство. А тем, кто работает в частной, – обязаны платить предприниматели, которые сами являются пострадавшими.
Для представителей малого бизнеса эти расходы становятся серьезной проблемой. Если вносить экологические надбавки в себестоимость продукции, она не сможет конкурировать с товарами из других регионов. И наконец, совсем без экологических надбавок оставили пенсионеров, которым несколько лет назад в ходе оптимизации пенсионных выплат эту строку просто убрали. Хотя именно эти люди относятся к первому поколению пострадавших от ядерных испытаний. Семипалатинский полигон: разные дозы – разные льготы
Вспомнили общественники и о том, как была произведена выплата единовременной компенсации. В законе оговорено, что расчет должен был вестись на основе минимальной заработной платы, а вместо этого был применен МРП. И никто не понес за это никакой ответственности.
Дополнительные льготы
Общественники полагают, что список льгот должен быть расширен.
– В связи с увеличением пенсионного возраста мы предложили рассмотреть возможность льготного выхода на пенсию людям, пострадавшим от СИЯП, – отметила Жанна Жибраева. – А также включить их в число льготных категорий по обязательному медицинскому страхованию, освободить их от уплаты обязательных взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, предусмотрев эти выплаты из республиканского бюджета.
Несмотря на то что с первого ядерного взрыва прошло 70 лет, в пострадавшем городе до сих пор нет специализированного медицинского реабилитационного центра.
Поэтому семейчане в очередной раз просят решить наконец этот вопрос. Либо построить медучреждение, либо реконструировать под него какое-либо из имеющихся зданий.
– Также мы внесли предложение обеспечить возможность два раза в год получать бесплатное обследование, а при необходимости – один раз в год стационарное лечение, – уточнила общественница. – Кроме того, существует ряд лекарств, которые не входят в перечень госзаказа, поэтому они в лучшем случае финансируются за счет областного бюджета, что создает определенные бюрократические препоны.
“Хотим знать реальную дозу облучения”
Несмотря на колоссальные научные достижения в сфере радиационной медицины, никто в мире по сей день не может предугадать, какими генетическими последствиями и в каком поколении могут проявиться последствия ядерных взрывов.
Но в Семее настаивают на праве хотя бы знать, какую дозу облучения получили те, кто жил во время испытаний.
– Пришло время узнать о реальной ситуации, а значит, и о достойной медицинской реабилитации, – заявила Жанна Жибраева. – Для этого мы просили поддержать НИИ радиационной медицины и экологии.
Этот научный институт провел внушительную работу по составлению регистра пострадавших. А без такого списка пострадавших невозможно рассчитать суммы, необходимые на медицинскую и социальную реабилитацию. Но регистр создавался НИИ радиологии за счет внутренних финансов. Государство на это деньги не выделяло. «Нас унизили!»: участник ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не может добиться справедливости в Казахстане
– Большая проблема – это межведомственная разобщенность. Каждое министерство по-своему трактует действующий закон. А он должен быть однозначным и обязательным к выполнению на всей территории страны, – подчеркнула общественница.
По итогам предложений решено создать экспертную группу из числа представителей министерств, мажилиса и общественности, которые совместно должны выработать окончательные предложения по изменениям в закон о соцзащите пострадавших от ядерных испытаний.
СЕМЕЙ