ДОСЬЕ. Борис Петрович Игнатьев
Как игрок, выступал за многие клубы, в том числе за “Динамо” из Целинограда (1971 год).
Основные вехи тренерской карьеры: главный тренер юношеской сборной СССР – чемпиона Европы 1988 года, главный тренер олимпийской сборной СССР и молодежной сборной России, главный тренер сборной России (1996–1998), главный тренер “Торпедо-ЗИЛ” и “Сатурна”. С 1 июня 2007 года – старший тренер “Сатурна”, помощник главного тренера Гаджи Гаджиева.
По справедливости
– Борис Петрович, судя по брелоку “Челси” на ключах, в финале Лиги чемпионов ваши симпатии на стороне лондонского клуба?
– Да, мне эта команда ближе, я ее лучше знаю, был несколько раз на стажировках, там работают наши люди, играли наши футболисты – вратарь Харин, Смертин…
В любом случае, это очень значимая игра. И поучительная для нас.
– Для нас – это для кого?
– Для всех: и для специалистов, и для игроков, и для журналистов, и для простых зрителей.
– Те матчи, которые “Челси” и “Манчестер Юнайтед” сыграли в чемпионате Англии друг против друга, не назовешь зрелищными…
– Понятие зрелищности, яркости игры довольно абстрактно. Весь футбол сейчас выстраивается таким образом, что решающее значение имеют единоборства. Кто этих единоборств больше выиграет, тот, как правило, и побеждает. У всех команд, выступающих на высоком уровне, солидный запас атлетизма, и создается ощущение, что их на поле не 11, а больше. В результате у команды, владеющей мячом, есть только минимум пространства, и происходит много борьбы. Но эта “коррида” тоже вызывает чувство удовлетворения.
– Согласитесь, если брать итоги сезона во всей Европе, то состав финала Лиги чемпионов более чем закономерен и справедлив?
– В футболе не всегда все закономерно, но “Манчестер Юнайтед” и “Челси” действительно оказались покрепче остальных.
Англия – гегемон Европы
– В последние годы заметно превосходство английских клубов над остальными. Это признак того, что в скором времени английский футбол станет гегемоном в Европе, или это все-таки временное явление?
– Я думаю, он уже гегемон. И по тому, как выстроена клубная система подготовки футболистов, организационная вертикаль, по отношению к легионерам и их качеству, по прозрачности и чистоте финансовых вопросов, по болельщицким традициям. И мне кажется, эта гегемония продлится достаточно долго.
– С другой стороны, то самое отношение к легионерам негативно сказывается на сборной Англии.
– Это разные вещи. Во многих странах внутренние соревнования болельщикам ближе, нежели международные. В Канаде, например, такое отношение к хоккею. И игроки относятся к выступлению за сборную не так, как к играм в клубе. Федерации не могут конкурировать с клубами.
– Как вы думаете, клубный футбол когда-нибудь уничтожит институт сборных в принципе?
– Не думаю, что до этого дойдет. Ведь соревнования между сборными сродни войне. “Моя страна должна быть самой сильной!”… Может измениться принцип таких соревнований. Например, как на футбольном турнире Олимпиады, за сборные будут выступать в основном молодые игроки. Или как в том же хоккее: параллельно идут чемпионат мира и плей-офф НХЛ, где выступает много сильных хоккеистов, усиливших бы свои сборные.
Динамовский десант на целине
– Вам в бытность игроком довелось выступать в Казахстане. А как вы оказались в целиноградском “Динамо”?
– В 1971 году два тренера из московского “Динамо” – Владимир Федин и Игорь Численко – приняли целиноградскую команду, пригласив к себе большую группу людей, имевших отношение к “бело-голубым”. И мы, человек семь, поехали в Казахстан – я, Короленко, Фадеев, Гранов, Численко (он был играющим тренером), еще ребята. Сразу почувствовали заинтересованность местной власти – в обкоме партии были большие болельщики, в областном совете “Динамо”. О том сезоне остались приятные и теплые воспоминания.
Хотя не обходилось и без курьезов. Была установка: в обязательном порядке должны играть один-два молодых футболиста коренной национальности. И одного из них кто-то науськал выбивать у руководства всяческие блага. Иначе он отказывался выходить на поле. А без него никак! Так и “заработал” он холодильник, телевизор… Сейчас это смешно звучит, кажется дикостью, тогда же пришлось уступать.
– А судили как тогда – в гостях и дома?
– Это вечная проблема, она и сейчас существует. Все то же самое: дома на 2–3 свистка больше в пользу хозяев – в принципе, ничего страшного. А вот когда нечестно судят – это страшно.
– Почему вы провели в Целинограде только один сезон?
– У меня семья осталась в Москве плюс перелеты приходилось совершать неимоверно долгие – летали в Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Иркутск, Благовещенск, Владивосток… Это было что-то ужасное!
– Жизнь нынешних российских футболистов, жалующихся на один в сезоне выезд в гости к “Лучу-Энергии”, – просто сказка!
– Да уж, точно! Поэтому жена мне сказала: “Все, заканчивай!” А так и отношение к команде, и финансовые условия оказались очень хорошими.
– Вы тогда уже задумывались о тренерской работе?
– Конечно. Это был один из моих последних “игроцких” сезонов, я много конспектировал, записывал каждую тренировку, анализировал – что, зачем и почему.
Поехал бы опять в Казахстан
– Какое-нибудь представление о современном состоянии дел в нашем футболе имеете?
– Разумеется. Не сказать, что глубинное, но и игроков некоторых знаю, и то, что уровень сборной страны не самый высокий на данный момент. Знаю, что наши тренеры работают у вас, что футболисты, отыгравшие свое в России, уехали в Казахстан. Как я слышал, отношение руководства республики к футболу самое хорошее, вкладываются деньги, люди хотят двигать футбол вперед, сознавая значимость этого вида спорта для народа, так что вы только в начале пути.
– Вы, наверное, в курсе, что сейчас в “Астане”, предтечей которой было целиноградское “Динамо”, играют Владимир Бесчастных и Олег Веретенников?
– Да, конечно. Ребята хотят еще поиграть, продлить свою жизнь в футболе – и правильно делают. Футбол такая вещь, как наркотик, отказаться от него очень сложно.
– Сейчас вы работаете в “Сатурне” с Гаджи Гаджиевым. Неужели не было предложений вновь вернуться к самостоятельной работе?
– Были, и много. Но везде задачи не ставились, и команды были невысокого уровня.
– А если пригласят в Казахстан?
– Поеду, если будет серьезное предложение, если почувствую, что люди действительно хотят строить клуб надолго, если будет определенность с концепцией развития, если через месяц не попытаются ущемить мое профессиональное достоинство, что сегодня случается с многими тренерами…
– Вы имеете в виду вмешательство руководства в тренерские дела?
– Конечно. Когда приглашают конкретного тренера, значит, чем-то он приглянулся. Раз анализировали, выбирали, поставили подписи, то дайте человеку работать. Так что, если все условия будут соблюдены, конечно, соглашусь.
Россия к победе на ЕВРО не готова
– Сборная России в качестве одного из спарринг-партнеров перед ЕВРО-2008 выбрала сборную Казахстана. Какие цели преследовали россияне, делая такой выбор?
– Я не думаю, что были намерения смоделировать игру против кого-то из соперников по группе на ЕВРО. Здесь, скорее, можно говорить о том, что для создания из хороших футболистов объединения под названием “команда” необходимы игры. И желательно, чтобы команда строилась на положительных эмоциях, а для этого нужен соперник не особо высокого пошиба. Я далек от того, чтобы называть сборную Казахстана слабой командой, но вы не Бразилия и не Англия. То есть это матч для налаживания игровых связей и получения более чем вероятного положительного результата и эмоций.
– Из вашего клуба “Сатурн” в сборную России не вызвали ни одного футболиста. Может, тренерский штаб Хиддинка кого-то упустил?
– Тренерский штаб сборной четко представляет, чего он хочет. Если они никого не взяли из наших игроков, значит, таково их решение. В конце концов, они же не враги себе! Попробовать можно было и Алексея Иванова, и Андрея Каряку, и Алексея Игонина…
– А к вам, в “Сатурн”, тренеры сборной за советом или консультацией по игрокам обращались?
– Нет. Но они часто были на наших матчах и, думаю, представляют, кто на что способен.
– Российскому спорту в этом году сопутствуют успех и удача во многих соревнованиях. Как вы думаете, сборной России по футболу под силу принести в страну праздник сродни тому, что обеспечили хоккеисты?
– Всякое, конечно, может случиться. Но если в хоккее у нас есть какие-то основания для побед на уровне сборных в мировом первенстве, то в футболе… Я думаю, что и выход из группы в четвертьфинал уже будет большим успехом. Мы не готовы выигрывать чемпионат Европы.
* * *
– В Целинограде сразу почувствовали заинтересованность местной власти – в обкоме партии были большие болельщики. О том сезоне 1971 года остались приятные и теплые воспоминания. Хотя не обходилось и без курьезов. Была установка: в обязательном порядке должны играть один-два молодых футболиста коренной национальности. И одного из них кто-то науськал выбивать у руководства всяческие блага. Иначе он отказывался выходить на поле. А без него никак! Так и “заработал” он холодильник, телевизор…
* * *
– Весь футбол сейчас выстраивается таким образом, что решающее значение имеют единоборства. Кто этих единоборств больше выиграет, тот, как правило, и побеждает. У команды, владеющей мячом, есть только минимум пространства, и происходит много борьбы. Но эта “коррида” тоже вызывает чувство удовлетворения.
* * *
– Соревнования между сборными сродни войне. “Моя страна должна быть самой сильной!”… А вообще футбол такая вещь, как наркотик, отказаться от него очень сложно.
Дмитрий МОСТОВОЙ, Москва