Практически во всех школах Казахстана есть общественные фонды, в которые родители в добровольно-принудительном порядке вносят “обязательные” взносы – от 1000 до 5000 тенге в год. Это неписаное правило существует и в школе им. Копбаева.
– В фонд школы с 1998 по 2006 год с каждого ученика собирали по 500 тенге в месяц, а в школе все эти годы учились 1000–1200 человек. Это какая огромная сумма получается! Но когда мы спросили, куда направлены эти средства, директор сказала, что это не наше дело, – говорит Сергей Каузбаев. – Кроме того, классные руководители собирали в фонд класса по 200 тенге, на которые ремонтировали кабинеты. Плюс собирали деньги на шторы, на оформление кабинета – в среднем по 20 тысяч на один кабинет. Мне даже объявили выговор за то, что я отказался собирать с родителей деньги.
Родители, поддержавшие учителей, писали письменные подтверждения того, что с них собирали деньги. Например, одной из родительниц, по ее утверждению, было предложено заплатить 5 тысяч тенге за покупку новых штор – за это ее ребенку якобы будет исправлено несколько оценок.
Вообще, по словам учителей, предметом торга в школе может стать все что угодно.
– Вот меня директор как-то попросила вписать в список учеников класса, где я была классным руководителем, несуществующего ученика. То есть в журнале стояла его фамилия, я сама заполняла все графы, а в глаза этого ребенка не видела, – сообщила учитель физкультуры Гульмира Асылова.
– Буквально на днях опять потребовали деньги: по 7 тысяч на ремонт старой школы, по 2 тысячи – на ремонт в новом здании школы, которое строится по программе “100 школ Казахстана”, и по 4 тысячи тенге – на форму. И это с каждого ребенка! – рассказал житель поселка Акжар, отец двоих учеников Ерлан Оразбеков. – Учителей, которые отказались заниматься поборами, директор просто выживает из школы. Не так давно уволились учителя математики – семейная пара. Раньше дети хоть алгебру и геометрию знали, а теперь…
Многие родители задумываются уже о переводе детей в другие школы. Согласны даже на то, что ребенок будет ездить за несколько километров в соседний поселок, зато знания будут.
– Мы писали и в областной департамент образования, и в финполицию, и министру образования, и вице-министру МВД, недавно написал заявление на имя генерального прокурора РК, но все бесполезно, – говорит Сергей Каузбаев. – Приезжают к нам с проверками, вроде выслушают, но ничего не меняется.
Сейчас в школу приехала очередная комиссия, которая предложила… помириться бунтующему учителю с директором школы. Но Сергей Каузбаев намерен идти до конца, и в случае, если не будут приняты меры, он готов пойти на крайние меры – даже на голодовку.
Анна ПАВЛОВА, Алматинская область