Олег Табаков: Живу из себя! - Караван
  • $ 529.7
  • 545.96
-9 °C
Алматы
2025 Год
15 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Олег Табаков: Живу из себя!

Олег Табаков: Живу из себя!

От кота Матроскина до мисс Эндрю, от МХАТа до Гарварда, от Евгения Миронова до Сергея Безрукова, – везде чувствуется рука этого мастера. Один из самых любимых советских и российских артистов Олег Табаков приезжал в Алматы на фестиваль “Дипломатия звезд”. Мы предлагаем вам эксклюзивное интервью, обещанное поклонникам знаменитого актера в прошлом номере нашей газеты.

  • 23 Мая 2008
  • 2064
Фото - Caravan.kz

Покорять Советский Союз Олег Табаков начал полвека назад! Он практически одновременно – во второй половине 1950-х – стал сниматься в кино и играть в театре. В его списке более ста ролей в кино, немногим меньше – в театре, 40 режиссерских постановок в России и за рубежом, несколько десятков озвученных мультфильмов.

Бегающие глаза небесного цвета, ходуном ходящая мимика и неподражаемый, нараспев голос – это и есть Табаков! Его мультяшный герой из “Простоквашино” говорил: “Телевизор мне природу заменил”. Самому Олегу Павловичу не экран, а сцена природу заменила. Ведь в театре Табаков провел больше половины своей жизни: играл, преподавал и просто жил. Хотя почему жил? Живет!

Без любви – никак!

– Вы являетесь художественным руководителем МХАТа и “Табакерки”, какое детище любимое и какому больше уделяете внимания?

– Уделяю тому, где больше проблем. Дело не в возрасте и не в солидности, а в занимаемом положении театра. Если ты берешься за что-то – надо делать хорошо.

– Вам приходится разрываться между театрами?

– Ничего я не разрываюсь, я здоровый мужик (сейчас актеру 72 года. – Прим. авт.). Судя по тому, что у меня два года назад родилась дочка, я выполняю, так сказать, свои обязанности нормально… Это скорее вопрос порядочности и совести: берешься – делай, не можешь – уходи. Что я, собственно, и сделаю, если пойму, что я чего-то не могу.

– Мне однажды посчастливилось побывать на спектакле в “Табакерке”, сегодня ничто не напоминает о том, что этот благоустроенный театр родился в подвале…

– По тем временам это было счастливым стечением обстоятельств! Мои друзья помогли…Раньше это был угольный склад. Там уголь лежал многими десятилетиями, как некий прах. Мы все выгребли оттуда, а дальше уже профессиональные строители работали. Создание театра было авантюрой, причем не очень понятной. Ведь я в 1979–1980 годах был весьма востребованным артистом в Советском Союзе. Как режиссер ставил спектакли в США, Англии, Финляндии, Венгрии. Но вы знаете, каждый занимается тем, что любит, что ему дорого. Как возникают дети? Из любви к женщине, которая способна произвести их на свет. Вот вы бываете в семьях, где и дом замечательный, и картины висят, и книги с золотым обрезом стоят, а детей нет – и атмосфера сильно напоминает запах сыра… Так и в театре, молодежь – это дети, которые должны быть в театральном доме.

На президентском уровне

– Как член совета при президенте России по культуре и искусству считаете ли вы, что культурная политика страны с приходом нового главы государства изменит свой курс?

– Надо прожить хотя бы полгода, чтобы посмотреть, как изменится политика. А по тем встречам, которые у меня были с Дмитрием Медведевым, могу отметить, что это человек интересующийся, понимающий и, я бы сказал, любящий театр. Так что не вижу возможностей для кардинальных изменений, скорее, наоборот. Сейчас стране нужно продолжение, будем так говорить, широкого обновления экономической, социальной и образовательной культурной жизни России.

– Со времени вашего зачисления в совет при президенте (с 2001 года) какие изменения произошли в МХАТе?

– Я пришел на должность руководителя Московского художественного академического театра в жизненно трудный момент: Олег Николаевич Ефремов был тяжело болен. Он был прикован к аппарату, который вентилировал его легкие. Как всегда в таких случаях бывает, когда большой человек заболевает, то вокруг группируются не всегда лучшие представители человеческой популяции. Мне понадобилось три месяца, для того чтобы дисциплина в театре была приведена в порядок. Это в последние годы мы снизили ритм подготовки новых спектаклей. В 2005–2006 годах мы выпускали по 11–12 спектаклей! В социальном плане произошли зримые перемены: каждая женщина получает по 6 тысяч рублей ( примерно –

30 тысяч тенге) на ребенка. Определенные суммы выделяются для поддержания здоровья. Ветераны, проработавшие 25 лет и более в театре, получают не менее 25 тысяч рублей в месяц. И все эти деньги не пожертвования меценатов, а заработаны театром.

“Возвращаюсь в “Простоквашино”

– Олег Павлович, вы полвека работаете в кино и столько же в театре. Чем для вас является кино, а чем – театр?

– Театр – мой дом, это то место, где я живу, обитаю и ращу своих воспитанников. А кино – это ничейная территория, на которую я из своей крепости делаю набеги и иногда возвращаюсь с добычей.

– В последние годы мы все реже видим вас в кино…

– Я снимаюсь ровно столько, сколько надо заработать на жизнь. За последние 2–3 года я несколько раз снялся у Иштвана Сабо. Это известный венгерский режиссер, дважды получал “Оскар”. Не так давно снялся у Киры Муратовой в ленте “Четыре истории”, где девочка мышьяком отравила своего старика-соседа. У режиссера Дмитрия Астрахана – в сериале, рассказывающем о людях начала XIX века в России. Сейчас собираюсь сниматься в Болгарии. Интересную картину затевает студия “Уолт Дисней” по сказке Павла Бажова “Каменный цветок”…

– Какие из своих фильмов вы иногда пересматриваете?

– Фильмы не пересматриваю, этого я не люблю.

– Олег Павлович, ваш голос звучал в самых любимых советских мультфильмах, сейчас на это есть время?

– И сейчас регулярно этим занимаюсь, я люблю этот вид кинематографического искусства. Недавно озвучил фильм по повести Гоголя “Старосветские помещики”. Начал озвучивать полнометражный фильм, который создается по сценарию Эдуарда Успенского и является продолжением простоквашинских историй. Озвучил мультфильм “Илья Муромец и Соловей-разбойник” в Санкт-Петербурге в 2007 году.

“Миронов, Безруков, Машков – выходцы из моих студий”

– Вы не планируете вновь вести летнюю театральную школу Станиславского при Гарвардском университете?

– Нет, это я оставил 8 лет назад. Из всех моих обязательств – являюсь гостем-профессором в Пражской национальной академии искусств. С этой страной у меня вообще особые отношения – это первая заграница, куда я попал, там были ко мне внимательны. Там же я совершил неожиданную авантюру. Никогда не играя роль Хлестакова в “Ревизоре” Гоголя, я согласился ее сыграть для пражского театра и подготовился за неделю. Играл 24 раза в месяц! Это был в моей жизни трудный и очень интересный период. В октябре поеду в Чехию получать звание академика. Обычно в Праге я провожу семинары со студентами старших курсов.

– Кто из ваших заграничных выпускников добился успехов?

– Вы знаете, я не отслеживаю этот процесс, он меня не слишком интересует. Из наших это Сергей Газаров, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Владимир Машков – они все ученики моих студий. Говорят, что и за рубежом кто-то стал звездами.

Дети для нас – лучшие “батарейки”

– Олег Павлович, вы очень занятой и активный человек. Что или кто ваш источник обновления, подпитки?

– В пьесе “На дне” про одного из персонажей Сатин говорит: “Старик живет из себя”. Вы знаете, я тоже живу из себя. Марина (супруга Табакова – актриса Марина Зудина) очень большое значение имеет для меня. Еще, конечно же, дети, начиная со старшего 48-летнего Антона и до младшей Маши. А также внуки – их пятеро. Так сказать, зарядных устройств у меня достаточно!

– Своих младших детей в каком духе воспитываете?

– Я достаточно внимательный, с уважением отношусь к их желаниям и потребностям. Каждый ребенок проживает свою жизнь, чужой опыт почти никого не убеждает. Я лишь могу им помочь сделать правильный выбор.

– Разве они не все время проводят в театре: за кулисами, в гримерках, как дети родителей-актеров?

– Вот Павел, ему будет скоро 13 лет, часто бывает в театре, много интересуется, по нескольку раз ходит на спектакли, не обязательно на те, где заняты мама и папа. У него и вправду живой интерес.

Футбол – это радость

– Вы большой фанат футбола, в частности, московского “Спартака”. Удалось ли посетить недавний прощальный матч экс-капитана клуба Дмитрия Аленичева?

– К сожалению, не был – много работы, нет возможности все увидеть. Но я очень люблю “Спартак”, когда один из братьев Старостиных – основателей “Спартака”, вернулся из ссылки, его в 1956 году в театр привел актер Михаил Яншин. И любовь к “Спартаку” зародилась тогда, 52 года назад. Я очень верный фанат. Футбол – это игра, приносящая радость десяткам миллионам людей, и я в их числе.

– Помните, когда впервые побывали в Алматы?

– Я полюбил этот город, а когда любишь всерьез, не задумываешься, что тебе здесь дорого – эти замечательные пейзажи многоуровневых гор или базар. Здесь были ко мне ласковы, я с радостью возвращаюсь. Первый раз приезжал, наверное, в 1970 году. Это был год, когда Олег Ефремов переходил в Художественный театр, а мы гастролировали в Ташкенте и Алма-Ате.

Марина ХЕГАЙ, Андрей ЛУНИН (фото)