Один из наших постоянных экспертов – специалист-международник Рафаэль САТТАРОВ – не так давно опубликовал на своей странице довольно занимательный пост, в котором затронул проблему блокировки популярных среди общественности интернет-ресурсов Узбекистана.
Стоит отметить, что данная проблема не чужда и казахстанским интернет-пользователям, в связи с чем корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил взять у Саттарова более подробный комментарий на эту тему.
Рафаэль САТТАРОВ. Фото — Из соцсетей
— Насколько близко эта проблема пересекается или даже затрагивает понятие «свобода слова» в Узбекистане?
— Напрямую затрагивает. Социальные сети фактически полностью заменили почту, СМИ, доску объявлений и — о боже! — даже брачные агентства. Серьезно. В мессенджере "Телеграм" существует масса групп, где люди спокойно размещают информацию о потенциальной невесте или женихе, и люди вполне удачно находят себе вторую половинку. В социальных сетях люди обсуждают и решают какие-то насущные проблемы. И обсуждаемые резонансные события в социальных сетях заставляли власти хоть как-то шевелиться и решать насущные проблемы. Интернет-СМИ и блогеры фактически раскрутили себя в этих социальных сетях. И они, имеющие многотысячные аудитории, естественно, будут страдать от блокировок, которые сужают границы свободы слова в стране.
— В своем посте вы упомянули, что вопрос блокировки социальных медиа и мессенджеров был на обсуждении еще при руководстве ныне покойного господина Каримова. На каком этапе это находится сейчас при новом руководстве страны?
— При Каримове разговоры о блокировке соцсетей ходили прежде всего из-за боязни властей, что они смогут потерять господство из-за возможных уличных протестов. Особенно ярко это проявилось во времена так называемой «арабской весны». После того как пали такие крепкие на первый взгляд режимы в Тунисе, Египте и Ливии, узбекская власть вбила себе в голову мысль, что все эти протесты начались не из-за того, что руководство этих стран загоняло вглубь решение актуальных экономических, социальных и экологических проблем, а просто вдруг кто-то через соцсети вывел людей на улицу.
— На ваш взгляд, в каком соотношении должны существовать Интернет и политика при нынешних реалиях, дабы достигнуть точки грамотного взаимодействия и развития на примере Узбекистана?
— Что меня бесит больше всего, так это всякие поиски «путей сосуществования властей и интернет-сообщества». Напоминает очень странную и неадекватную картину встречи каких-то депутатов или представителей обслуживающего персонала властей из пропагандистского лагеря с блогерами или рэперами, которые и так идиотски звучат: «Современные блогеры и власть: пути взаимного сотрудничества» и прочий балаган. Для того чтобы грамотно взаимодействовать и развиваться, не стоит искать каких-то совместных путей, "дорожных карт", особенно в рамках непонятных встреч-тусовочек. Надо всего лишь не мешать и не ставить препоны блогерам, интернет-СМИ и соцсетям. Соблюдать те принципы, которые они сами декларировали в конституции и других основополагающих законах, где четко даются гарантии на право свободы слова и право на тайную переписку. Чтобы познать эти простейшие правила, не стоит углубляться в какие-то там поиски «точек соприкосновения» или обсуждать в рамках каких-то встреч с депутатами, которые не слишком-то и понимают современный Интернет и технологии.