Молодые уральские путешественники уже реализовали не один смелый проект. Например, за их плечами – мотопробег по всем пяти континентам. Совершили они это путешествие на советских мотоциклах “Урал”. На их счету также беспримерный поход на древней ладье от Ладожского озера до Каспийского моря. А в последние два года Сергей и Александр Синельники на своих мотоциклах покоряли пустыни мира.
Пришлось считаться с… войнами
Проект “Семь пустынь мира” стартовал весной 2006 года. Тогда путешественники, передвигаясь по территории Узбекистана и Казахстана на трициклах “ИЖ-Самсон”, преодолели пустыню Кызылкум. Весной 2007 года на втором этапе проекта уже на кроссовых мотоциклах “ИЖ-Планета” были пройдены Сирийская, Ливийская и Нубийская пустыни. Маршрут уральцев пролег через четыре страны – Сирию, Иорданию, Египет и Судан. И, наконец, весной 2008 года команда Синельников преодолела пустыни Чалби, Калахари и Намиб, завершив одновременно свой африканский мотопробег по территории Судана, Эфиопии, Кении, Танзании, Замбии, Ботсваны и Намибии.
Еще несколько лент назад братья, совершая мотопробег по миру, дали себе слово еще раз вернуться в Африку. Черный континент тянул и влек к себе.
– Будь моя воля, я бы вообще переселился в Африку жить, – говорит Александр.
На этом континенте сейчас неспокойно. Поэтому путешественникам пришлось несколько раз менять и корректировать маршрут пробега.
– Мы пытались пробиться через Западный Судан, там сейчас воюют и действительно опасно, – продолжает Александр Синельник. – В российском посольстве нас предупредили, что туда лучше не соваться. Мы стали искать варианты, чтобы объехать территорию, охваченную боевыми действиями. В Чаде тоже война. Была попытка проехать через Южный Судан, но туда нас не пустили, потребовали пермиты – специальные разрешения, которых у нас не было. И мы поехали по самому сложному пути – через Эфиопию.
Осторожно: опасная зона!
В Эфиопии пустынь нет, но зато здесь изматывающие горные перевалы высотой до 1500 метров.
– Нам приходилось спускаться и подниматься по этим перевалам, тащить на себе мотоциклы, – рассказывают братья. – Постоянно к нам подходили военные с автоматами и предупреждали, что здесь опасная зона, но нас никто не трогал.
Несмотря на репортажи о столкновении двух кланов в этой стране, уральские путешественники не ощутили на себе враждебного отношения. Где-то слышны были выстрелы, но наших мотоциклистов это не касалось.
– В Африке к жизни относятся проще, – делится впечатлениями Сергей. – Расстреляли – никто не плачет. Умер – бог даст еще.
Единственное неприятное впечатление об Эфиопии осталось после того, как наших мотоциклистов обокрали. В одном из селений они оставили мотоцикл без присмотра и пошли звонить. Пришли, а сумки с вещами нет.
А вообще, советские «ИЖ» в Африке вызывали ажиотаж.
– В Нигерии, а это самая густонаселенная страна, люди бросались под колеса с диким воплем, – вступает в разговор Александр. – Мы порой даже терялись. А вообще, стоило нам остановиться в безлюдном, казалось бы, месте, чтобы отдохнуть, и уже через пять минут собирались люди. Непонятно, откуда они брались. Они молча наблюдали, вне зависимости от того, что мы делали, – меняли покрышки, ели…
В парк – только на крытом джипе
В Калахари уральских путешественников накрыл сезон дождей:
– Мы-то думали, что тут жара, будем пыль глотать, а вышло, что надо плыть. Ливень шел стеной, такого мы еще ни разу в жизни не видели. В такой дикий дождь мы проехали по асфальту почти 150 км. Промокло даже то, что было под тентами в затянутых рюкзаках, а в ящиках под крышками была вода, хотя мы все плотно закрыли.
Но по Калахари наши мотоциклисты проехали не так уж и много. Их в целях безопасности не пустили в центральный заповедник “ТрансКалахари”. Объяснили, что ехать по парку на мотоциклах, это все равно, что войти в клетку со львами. Туда можно проезжать только на закрытых джипах. Парк, заселенный слонами, львами, гепардами, пантерами и прочими экзотическими животными, не предсказуем. Никто не гарантирует, что эти животные не набросятся на людей. Поэтому пришлось ехать вдоль многокилометровой колючей проволоки.
Пока ехали по трассе, встретились с бушменами. Считается, что именно бушмены являются коренными жителями Африки. Они низкорослые, с желтой кожей. Очень много здесь и типичных негров из племени банту, переселившихся из Западной Африки. Всюду на уральских парней смотрели с любопытством и интересом. Но самой гостеприимной страной, несмотря на нищету, оказалась Эфиопия.
– Хижины похожи на хлев, очень много перегородок и очень много детей, – делится наблюдениями Александр. – Едят в основном инджеро-кислый блин с рубленым мясом.
От заразы спасали виски
Еще одна типичная для африканских стран проблема – высокий риск подхватить какую-то заразу, даже несмотря на прививки. Поэтому в основном наши путешественники еду покупали в супермаркетах. А в целях дезинфекции и профилактики принимали по стопочке виски.
– Как-то на дороге нас останавливает полицейский, увидел, что мы глотнули виски, и говорит: дайте попить, – рассказывают братья. – Мы ему даем воду, а он, нет, дайте то, что сами пьете. Дали ему бутылку с виски. Говорим, сделай глоток и отдай. А полицейский схватил бутылку и убежал, закрылся у себя в будке и не выходит. Пришлось оставить ему наше дезинфицирующее средство.
Продается шкура зебры. Недорого – 250 долларов
Еще одна страна, Ботсвана, удивила своими слонами. Здесь самый большой заповедник в мире, где содержатся слоны. В пустыне Чоби живут более 40 тысяч слонов. В свое время руководство Ботсваны подарило Мозамбику 700 слонов. Это был своеобразный жест доброй воли.
Одной же из самых цивилизованных африканских стран считается Намибия. Здесь вовсю развивается туризм. Экзотические пейзажи и быт как магнит притягивают европейских туристов. Особый интерес представляет архитектура традиционных жилищ народов, проживающих в Намибии. У одних племен они представляют собой хижины из сплетенных ветвей деревьев, обмазанных снаружи глиной и навозом. В куполообразной крыше делают отверстие для выхода дыма. Глиняный пол и вход покрывают дубленой кожей. Другие племена ставят хижины под соломенной кровлей, которую поддерживает остов из вкопанных деревянных столбов, стены белят. Жилища бушменов — конусообразные шалаши из воткнутых в землю ветвей.
Развитие туризма создает спрос на кости и шкуры экзотических животных. В Намибии запросто можно купить шкуру зебры всего за 250 долларов. Поделки из слоновых и прочих костей также раскупаются туристами.
Новое направление – Индийский океан
Под впечатлением мотовояжа в Африку Александр решил написать об этом континенте книгу:
– Я пытаюсь понять, что ждет Африку. Интересно проследить, что было там 200 лет назад до вторжения европейцев и что стало потом. Раньше повсеместно жили носороги, слоны, а теперь они только в парках. Природный баланс на корню разрушен. Будущее у этого континента не самое радужное.
Что касается же путешествий, то братья готовятся к новым экспедициям. Уже в мае они намерены переплыть Индийский океан на весельных лодках от берегов Австралии до африканского побережья. А в 2009 году собираются пройти пешком через Каракумы.
Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, Уральск