Об этом депутатам Мажилиса сообщил глава Министерства транспорта и коммуникаций Серик Ахметов. И привел такие убедительные аргументы в пользу частных дорог, что показалось даже странным – почему к этому не пришли раньше, еще до появления в стране платных туалетов?
Вон англичане платят за проезд по одному мосту 30 евро – и ничего. Тут, правда, министр слегка успокоил заволновавшихся было депутатов: “Мы, правда, перед собой такую задачу не ставим”. Все, пояснил он, будет гораздо скромнее – 3–4 тенге за километр с легковых автомашин, 7–10 – с грузовых и автобусов.
Поскольку первой ласточкой асфальтовой коммерциализации должна стать трасса Астана – Боровое, а ее протяженность 250 километров, то, значит, водитель помимо бензиновых трат должен предусмотреть 750–1000 тенге “проездных”.
О гусеничном и гужевом транспорте ничего сказано не было, но, видимо, полный прайс пока не разработан.
Но что мы все о деньгах! Важна сама идея: привлечь в многозатратную автодорожную отрасль средства инвесторов. Они будут строить и содержать дороги, а издержки – оплачивать проезжающие. Ну а если и этих денег не хватит, возмещение расходов возьмет на себя государство.
Светлым планам Минтранскома мешают разве что некоторые законодательные “закавыки”. Существует, например, норма, предполагающая при создании частной платной дороги наличие рядом бесплатной. Хочешь – платишь и катишься без кочек и колдобин, не хочешь – съезжай на бесплатную, которая похуже.
Но глава транспортного ведомства уверен: при наличии бесплатной дороги никто по платной не поедет. Считает, видимо, что казахстанский автовладелец душу на ухабах вытрясет, но сотню тенге сэкономит. И потому обратился к депутатам с просьбой убрать из закона эту самую альтернативу. Взамен обещал:
– Государственно-частное партнерство в дорожном секторе позволит с 1 января 2009 года начать реализацию приоритетных проектов: строительство трасс Астана – Караганды, Алматы – Капшагай, Алматы – Хоргос, а также большой Алматинской кольцевой дороги.
Припас министр и “сладкий пряник” для правительства: поскольку содержать дороги будут за счет пользователей, ежегодная экономия бюджета составит 3 миллиарда тенге.
Вообще-то, эти 3 миллиарда на фоне общих вложений государства в дороги выглядят, как муха на слоне. А сколько денег попросту “закатали в асфальт”, знают разве что Счетный комитет и финансовая полиция, да и то не в полной мере.
О низком качестве, необоснованно завышенных ценах, нарушениях в использовании средств бюджета и внешнего займа говорилось при подведении итогов 2001–2005 годов. Об этом же шла речь в феврале прошлого, 2007-го, когда Серик Ахметов только возглавил отрасль. Тогда министр уверял, что теперь все пойдет по-другому, и обещал особый, пятиступенчатый контроль. Но то ли ступень какая-то не сработала, то ли вся конструкция сразу, однако дороги продолжают расползаться буквально через год после сдачи в эксплуатацию.
Недобрым словом помянули депутаты Карагандинскую трассу.
– На данной дороге украдено больше, чем вложено! – возмутился Мухтар Тиникеев. А улучшить качество дорожного покрытия предложил старым, но действенным методом: “Пора, наверное, и из Комитета автомобильных дорог пару человек посадить”.
Последуют его совету или нет, неизвестно, но то, что платные дороги в Казахстане вскоре появятся, – вопрос практически решенный.
Наталия Буравцева, Астана