На шахтах старое оборудование меняют на… очень старое.
На заседании коллегии прокуратуры Карагандинской области, где рассматривались результаты проверки шахт АО “Арселор Миттал Темиртау”, случился конфуз.
Заместитель председателя Комитета по госконтролю за ЧС и промышленной безопасностью МЧС РК Виктор Веснин потребовал от компании не радужных отчетов, а четких гарантий, что “на их шахтах прекратят убивать наших людей”. На что генеральный директор АО “Арселор Миттал Темиртау” Сатиш Топария довольно неуклюже, но искренне ответил: “Единственная гарантия, которую мы можем дать, это то, что в наши намерения не входит убивать ваших людей”.
Между тем “непреднамеренные убийства” на шахтах АО “Арселор Миттал Темиртау” за последние десять лет случались 179 раз. И при этом владельцы шахт по-прежнему уверяют, что делают для улучшения условий труда все и даже больше, чем требует казахстанское законодательство. И денег в производство вкладывают больше, чем требуют условия договора купли-продажи карагандинских шахт.
Запутались в миллионах!
После трагедии на шахте “Абайская”, где 11 января во время взрыва погибли 30 человек, Министерство по ЧС и прокуратура ставили вопрос очень жестко. Вплоть до закрытия шахт и лишения инвестора лицензии на недропользование. Но, как и следовало ожидать, угрозы не имели прямых последствий. Компании дали очередной срок… для устранения нарушений и недостатков. А руководство в очередной раз осыпало проверяющих громкими цифрами.
– По контракту наша компания должна была инвестировать в имущественный комплекс для улучшения производства 100 миллионов долларов в первые пять лет, – говорит генеральный директор АО “Арселор Миттал Темиртау” Сатиш Топария. – Но мы инвестировали не 100, а 110 миллионов! В следующие пять лет еще 110 миллионов. В 2007 году инвестировали 40,5 миллиона…
– В текущем году на эти цели выделяется уже 263 миллиона долларов, – подхватывает исполнительный директор угольного департамента АО “Арселор Миттал Темиртау” Мурат Перзадаев, – 91 миллион на улучшение техники безопасности, на капитальное строительство – 21 миллион, на оборудование для проходки – 36 миллионов…
– Оценка вашим инвестиционным проектам будет дана позже, – прервал поток радужных перспектив прокурор Карагандинской области Амирхан Аманбаев. – Сейчас проводится проверка применения инвестиционного законодательства на предприятиях АО “Арселор Миттал Темиртау” по поручению Генеральной прокуратуры РК. Вот по ее завершении и продолжим разговор об инвестициях. А то я уже сам запутался в ваших миллионах. Так что давайте говорить о людях, которые гибнут на шахтах. И о причинах, которые к этому приводят!
Прокурорские проверки выявили, что изношенность горно-шахтного оборудования приблизилась к критической отметке. Сатиш Топария в оправдание заявил, что уже на момент приобретения компанией шахт 20 процентов оборудования было изношенным на сто процентов! И за десять лет компания довела до полного износа уже 70 процентов основных фондов шахтного производства. Из 414 высоковольтных подстанций 319 находятся в эксплуатации 40 и более лет!
90 процентов всех электровозов на всех шахтах – 1967–1982 годов выпуска при нормативном сроке службы не более семи лет. И при том, что ни разу не проводился капитальный ремонт парка. Это данные прокурорских проверок.
Но особую тревогу вызывает состояние главных вентиляционных установок. Для карагандинских шахт, которые являются одними из самых опасных по метаносодержанию и газовыбросам, надежность системы проветривания – вопрос жизни и смерти.
Компания “Арселор Миттал Темиртау” на требование прокуратуры решить незамедлительно вопрос вентиляции дала исчерпывающий ответ: практически все сделано, а будет сделано еще больше.
В ответе был приведен полный список выполненных работ по введению новых вентиляционных установок, вертикальных стволов и замене главных вентиляторов и турбин.
Солидные объемы должны были убедительно показать, насколько инвестор проникся ситуацией и готов инвестировать. Еще чуть-чуть и получил бы пряник в награду за усердие.
Но у МЧС оказался в запасе еще один скандальный факт.
Безопасность “секонд-хенд”
Начальник управления по госконтролю за ЧС и промышленной безопасностью по Карагандинской области Владимир Пфаргер поймал инвестора на подтасовке фактов и сделал сенсационное разоблачение.
– В ответе АО “Арселор Миттал Темиртау” указано, что за десять лет компанией осуществлено строительство и введены для повышения надежности проветривания три воздухоподающих вертикальных ствола на шахтах “Абайская”, “Шахтинская”, “Казахстанская” и вентиляционный ствол на шахте Кузембаева, – сказал главный горный эксперт области. – Однако строительство этих стволов началось в середине 90-х. А закончено строительство на шахте Кузембаева в 1997 году, на “Шахтинской” – в 2001, на “Абайской” – в 1998 году. На “Казахстанской” новый ствол начали строить в 1988 году, и по сей день он не сдан в эксплуатацию. Так что речь идет только о долгострое. Никаких инициатив со стороны компании!
То же самое можно сказать о вентиляционных установках, которые менялись на другие… снятые с ликвидируемых закрывшихся шахт, зачастую уже отработавшие свой эксплуатационный срок. На “Саранской” в 2002 году установили вентилятор 1971 года выпуска, снятый в другой шахте, где отработал уже 20 лет! На шахте имени Ленина после аварии 20 сентября 2006 года, когда погиб 41 человек, устанавливают вентилятор, на самом деле снятый в бывшей шахте “Майкудукская”, – 1982 года выпуска. Стоит добавить, что максимальный срок эксплуатации таких механизмов – 25 лет!
Помнится, в тревожные сентябрьские дни 2006-го, в период шахтерских забастовок, горняки на площади открыто говорили о том, что под видом нового оборудования на шахты поставляют рухлядь, которую выкапывают и поднимают из забоев ликвидированных шахт. Эти факты руководство угольного департамента тогда категорически отвергало. И даже предъявляло претензии изданиям, которые опубликовали слова рабочих.
Что на новенькое?
После серии трагедий на шахтах, после гибели 179 человек руководство АО “Арселор Миттал Темиртау” по крайней мере начинает признавать, что где-то кто-то у них порою недорабатывает отдельные вопросы. Компания готова вкладывать в два раза больше денег – столько, сколько потребуется, чтобы довести условия труда и добычу угля на уровень мировых стандартов безопасности.
Хотя открыто Сатиш Топария не называл имен, но всячески подчеркивал, что исполнительному директору угольного департамента были даны полномочия для решения всех вопросов – начиная от кадровых и заканчивая модернизацией производства. И просто непонятно, как так получилось, что все эти годы рабочих возят в старых холодных автобусах, что вентиляторы главного проветривания – хроническая проблема, что шахты испытывают отчетливый кадровый голод, а шахтеры под землей – натуральный голод, потому что за 10 лет никто так и не позаботился о горячем питании для них…
– Теперь все эти вопросы будут постепенно решаться. Новые автобусы уже заказали, – сказал Топария.
Можно посоветовать руководству компании все-таки хотя бы раз проехаться вместе с шахтерами в тех автобусах, чтобы убедиться, что они действительно новые.
11 лет у руля угольного департамента находился один человек – Григорий Презент. Он был освобожден от занимаемой должности только в ноябре 2006-го. Уже после гибели 23 человек на “Шахтинской” и 41 шахтера на шахте имени Ленина. Но участь рядовых горных инженеров шахты, которые пошли под суд и были приговорены к различным срокам лишения свободы обошла его стороной. Сейчас бывший глава угольного департамента – главный эксперт по углю компании.
Бывший генеральный директор тогда еще АО “Миттал Стил Темиртау” Навал Чоудхари спешно уехал из Казахстана в сентябре 2006-го, даже не дождавшись окончания расследования по факту взрыва и гибели людей. И никто не просил его вернуться хотя бы для дачи показаний.
Сегодня у руля компании – новые люди. О прежних топ-менеджерах никто и не вспоминает теперь. Ни плохим, ни хорошим словом.
На счету новой команды пока одна трагедия – взрыв на шахте “Абайская”, гибель 30 человек. И, как утверждает новое руководство, причиной взрыва не была опасная концентрация метана в шахте. А что же тогда взорвалось 11 января? И кто за это все-таки ответит?
P.S. По факту взрыва на шахте “Абайская” прокурором Карагандинской области было возбуждено уголовное дело по статье 245 ч. 2 Уголовного кодекса РК – нарушение правил безопасности при ведении горных работ, повлекшее тяжкие последствия.
На сегодняшний день проведен большой объем следственных действий. Но для обеспечения полноты и объективности расследования следственной группой, возглавляемой прокурором Генеральной прокуратуры, назначена экспертиза в научных учреждениях Российской Федерации. В связи с этим срок предварительного следствия продлен еще на месяц.
Татьяна Тен, Караганда