Это немного сократит дефицит ученических мест – по данным акимата, сегодня городу нужно “пристроить” в общей сложности 20 тысяч учеников.
В то же время существует мнение, что проекты новых школ сделаны и уже реализуются без учета новых разработок в сфере архитектуры и градостроительства.
Более того, в проектах допущены конструкционные ошибки, которые в будущем могут привести к трагедии.
Где тонко – там рвется
– Между фермами, поддерживающими кровлю, стоят специальные стальные связи. В данном проекте их гибкость превышает норму, и при толчке или от сильного ветра ферма может просто сложиться. Кроме того, некачественно запроектированы сварные швы, – объясняет свою тревогу директор ТОО “Институт Проектстальконструкция” профессор Юрий Максимов. – Судя по проекту, акимат заказал проекты школ организациям, которые не обладают достаточной квалификацией.
Опасения понятны даже человеку несведущему. Тем более что Юрий Максимов является экспертом в сфере разработки и применения стальных строительных конструкций, в частности, перекрытий административных и производственных зданий. Возглавляемый им институт занимается этой темой еще с советских времен. Как независимый специалист, он проводил экспертизу причин нескольких аварий, связанных с ошибками конструкторов, в том числе по обрушению крыши актового зала школы №17 в Астане, произошедшему в 2003 году, – тогда в новенькой элитной школе на Левобережье рухнул потолок спортивного зала. Авария произошла в час ночи – только благодаря этому удалось избежать жертв.
Месяц назад Юрий Максимов написал докладную в департамент строительства акимата Алматы: “В процессе ознакомления с проектом по Заказу 7-05-КЖ, разработанным НХК “Алматыкурылыс”, ТОО “Капремпроект”, в части металлических конструкций покрытия пролетом 12,0 м блока 7 школы в мкр. “Айгерим” мною выявлены ошибки, подобные тем, которые привели к обрушению кровли спортзала школы №17 в 2003 году в г. Астане… В этой связи, по моему мнению, необходимо приостановить разработку чертежей КМД и изготовление металлических конструкций, если эти работы уже начаты, сделать повторную экспертизу проекта в части КМ и внести соответствующие исправления или же собрать в акимате города совещание и разобраться в данном вопросе”.
Докладная была отправлена 26 марта, и до сей поры ответа эксперт так и не получил. Возможно, это связано с текущими кадровыми перестановками в администрации города. Хотя это обстоятельство вряд ли может быть оправданием отсрочки, когда дело касается безопасности детей.
– Возможно, власти боятся огласки и скандала – деньги-то уже выделены, – предполагает Юрий Максимов. – Вопрос в другом: почему социально значимый проект был передан на проектирование организации, не имеющей квалифицированных специалистов в сфере металлических конструкций, и как он с такими ошибками смог пройти государственную экспертизу?
Экспертиза без проблем
Директор ТОО “Капремпроект” (структурное подразделение “Алматыкурылыс”) Турсын Ишанова отреагировала на наше предложение прокомментировать мнение коллеги несколько нервно.
– Это же школы, дети, и не надо тут разжигать страсти! Почему вы берете материалы неизвестно откуда?! – возмущалась она в ходе телефонного разговора. – Мало ли кто что пишет! У меня сорок лет стажа проектировщика! Все наши проекты – в Боролдае, Капшагае, “Айгериме” – соответствуют требованиям норм и правил, у меня есть заключение на эти школы всех экспертов, в том числе института сейсмологии! А если человек нашел ошибку в расчетах, он в соответствии с нормами профессиональной этики должен прийти и поделиться с коллегами!
Как мы выяснили, госэкспертиза проектов, в том числе средней школы на 1200 учащихся в микрорайоне “Айгерим”, действительно проводилась – это обязательная часть строительства при госзаказе. Конкретно по этому проекту она была проведена 28 августа 2007 года за номером 7-525/05, о чем свидетельствует подпись директора Южного филиала РГП “Госэспертиза” Я. Н. Нусерова.
В заключении указывалось, что “с учетом внесенных по замечаниям и предложениям госэкспертизы изменений и дополнений” проект “соответствует требованиям действующих норм и правил по проектированию и рекомендуется к утверждению в установленном порядке”.
Кроме того, г-жа Ишанова предоставила редакции заключения о соответствии стандартам госэкспертизы проектов школ в микрорайоне “Кулагер”, Капшагае и Шамалгане. Она сообщила, что еще 1 апреля “Капремпроект” отправил письмо в целый ряд городских и областных строительных инстанций с подробным изложением сути дела: “Г-н Максимов, мягко говоря, лукавит, ему прекрасно известно, что раздел “металлические конструкции” разработан ТОО “ЭМК” (директор Вайнштейн М. М.), которое является ведущей организацией в проектировании стальных конструкций… Считаю подобные действия Максимова Ю.С. некорректными, он ни разу не позвонил ни к нам в институт, негласная этика среди проектировщиков – всегда связываться в первую очередь с разработчиками проекта в случае сомнения, но, видимо, сейчас другие времена”. (Стиль оригинала сохранен.)
Письмо письмом, а обвинение в нарушении стандартов, которые в свою очередь могут в будущем привести к гибели людей, – вещь серьезная. Однако отстаивать свою позицию и деловую репутацию в суде, что было бы логичным в данной ситуации, “Капремпроект” не собирается – некогда.
Может, сэкономим?
Такая позиция не совсем понятна, тем более что причин для окончательного выяснения отношений с главой “Проектстальконструкции” у “Капремпроекта” более чем достаточно.
– Проекты школ сделаны по технологиям 1960-70 годов прошлого века, они крайне дорогие, – уверен Юрий Максимов. – Импортный прокат, который сегодня широко используется в строительстве и стоит немалых денег, надо давно заменить на новый тип несущих конструкций – профили с гофрированными стенками, – считает он. – Причем новыми эти конструкции могут быть только у нас – на Западе данные технологии используются давно и успешно. Гофрированная, похожая на гармошку стенка несущих каркасов позволяет резко увеличить жесткость конструкции и одновременно дает существенную – на четверть – экономию в весе. И в цене!
– Если работать по технологиям “Капремпроекта”, то никаких бюджетных денег не хватит. В декабре прошлого года тонна стальных конструкций стоила примерно 94 тысячи тенге, а сегодня ее цена подскочила до 132 тысяч. На одну школу надо примерно 1000 тонн. А если строить с применением гофрированных несущих конструкций, то на каждой школе можно сэкономить до 100 тонн металла. Строительство по такой технологии десяти школ позволит возвести одиннадцатую бесплатно, – считает Максимов.
Однако у разработчиков бюджетных проектов предложения Максимова вызывают только раздражение. “Его конструкции неэффективны, – уверена Турсын Ишанова. – Пусть он их применяет где угодно, но я их применять не буду”.
Ситуация складывается не совсем понятная: профильный комитет Мининдустрии вроде бы рекомендует данную технологию, а исполнители бюджетных заказов предпочитают другую, более затратную и, как выяснилось, небезопасную.
Возможно, контролирующим органам стоит рассмотреть данную ситуацию более внимательно?
Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ