Вопрос–ответ - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Вопрос–ответ

Вопрос–ответ

Сегодня мы отвечаем читателям, оставившим свои вопросы на нашем сайте www.caravan.kz в специальной рубрике “Вопрос–ответ”.

  • 18 Апреля 2008
  • 1308
Фото - Caravan.kz

На самые важные и интересные вопросы мы обязательно ответим на страницах газеты!

ДОРОГАЯ ПРИРОДА

В субботу ездили с детьми в Иле-Алатауский национальный парк, за въезд отдали 1000 тенге, за каждого человека – по 200! Но в парке мусор, нет туалетов. За что мы платили? Куда уходят все эти сборы?Алексей Рагозин

Этот вопрос мы адресовали директору Иле-Алатауского государственного национального природного парка Абаю Бегембетову. И он обещал, что специалисты дадут нам полный расклад по доходам и расходам.

На сегодняшний день на входах в парк установлены восемь шлагбаумов. Плата за проход разная, как нам пояснили сотрудники парка, и зависит от целей туристов. Если туристы просто проходят через территорию, направляясь высоко в горы, то им придется отдать “шлагбауму” 232 тенге с каждого человека. Экскурсии для детей, прохождение практики или научные разработки оплачиваются в размере 117 тенге с человека. Выдаются талоны специального образца, заполняется куча бумаг, где необходимо указать РНН, номер удостоверения личности… В общем, дело волокитное и быстрее пройти по средней таксе 200 тенге. Ее берут с каждого отдыхающего, который будет проводить время внутри парка, ходить по наработанным маршрутам и пользоваться специально оборудованными местами отдыха. Именно двухсоттенговые сборы идут на нужды самого парка. Другие платежи передают в государственный бюджет.

В прошлом году Иле-Алатауский парк посетили 184 тысячи человек. Это учтенный поток. Сколько прошло реально, сказать невозможно. И каков действительный оборот средств – тоже.

– На КПП стоят люди. Мы же не можем контролировать их круглые сутки, хотя стараемся постоянно проводить проверки – на наших глазах все работают по правилам, – говорят сотрудники парка.

Итак, официальная сумма дохода, который приносит “шлагбаум”, взимая по 200 тенге с человека, составила в прошлом году 39 миллионов 657 тысяч 900 тенге. Как же их осваивал парк? Согласно документам, которые нам предоставили в парке, 7 миллионов 500 тысяч тенге ушло на заработную плату 32 контролерам путепроводов и инспекторам за работы по нарядам. На 22 миллиона 936 тысяч тенге были проведены работы по благоустройству территории парка.

– Было оборудовано 12 зимних площадок отдыха с автостоянками, горками, лыжными, санно-баллонными спусками, точками общепита, торговли и пунктами проката инвентаря, – перечисляет сотрудник отдела рекреационного туризма Валентина Виноградова. – Отремонтированы столы, скамейки, беседки на 2000 посадочных мест и шесть контрольно-пропускных пунктов. Мы установили 90 информационных щитов, 120 знаков-указателей. Также был установлен 21 деревянный туалет и проведена подготовка для установки четырех каменно-бетонных туалетов, которые будут построены в этом году.

Специалисты сообщили нам, что уборкой парка постоянно занимаются 20 человек, за прошлый год вывезено 1500 кубических метров мусора. Но чище не становится, и виноваты в этом сами туристы. У работников парка нет полномочий штрафовать нарушителей, поэтому борьба с мусором – это вечная проблема.

Считаем дальше. 7 миллионов тенге было потрачено на эколого-просветительские мероприятия. Что это такое? Из этих денег выплатили заработную плату четырем сотрудникам, которые занимались просвещением. А именно: провели пять праздников, покупали призы и грамоты. На эти же деньги сотрудники съездили в Берлин, Сеул, Токио и Астану, где участвовали в турвыставках. Был снят видеофильм о парке, жаль, правда, что зрители его так и не увидели.

Остальные 6 миллионов 79 тысяч тенге под кодовым названием “Прочие мероприятия” ушли на оплату не учтенных в бюджетной заявке расходов – связь, электричество, горюче-смазочные материалы…

Смета выглядит убедительно. Но стоит учесть, что на содержание этого национального парка ежегодно выделяется еще около 186 миллионов из государственного бюджета! Это почти в пять раз больше, чем дает “шлагбаум”…

УШЕЛ ПОСЛЕ СВАДЬБЫ – ОБЯЗАН СОДЕРЖАТЬ?

Мой муж ушел от меня сразу после свадьбы, я на третьем месяце беременности, муж хочет подать на развод! Интересует одно: как можно подать иск на содержание беременной супруги до развода?Линда

Дать совет в этой непростой ситуации мы попросили юриста Светлану Шамычкову.

Согласно закону, мужчина не может выступать инициатором развода, пока ребенок не достигнет годовалого возраста.

Что же касается обязательств по содержанию, то в Законе “О браке и семье” есть статья 133, глава “Алиментные обязательства супругов и бывших супругов”, которая содержит ответ на вопрос читательницы.

– Супруг обязан материально поддерживать жену в случае, если она беременна и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Заметьте, в статье речь идет именно о содержании супруги, а не ребенка. На содержание ребенка отдельные выплаты, тоже согласно закону, – говорит Светлана Шамычкова.

Эти требования распространяются даже, если мужчина и женщина уже не состоят в браке, а просто имеют общего ребенка…

Женщине просто необходимо встать на учет в женской консультации, где будет зафиксирован факт ее беременности.

КАК СТАТЬ АКТЕРОМ?

Можно ли получить роль в казахстанском фильме, если нет актерского образования? Где узнать о проведении кастингов для съемок в фильмах?

Этот вопрос нам задали сразу два читателя – Иван и Рахим. Мы отправились за разъяснениями на “Казахфильм”.

– Мечтать можно! – говорит начальник актерского отдела Жанна Куанышева. – Чтобы стать актером, нужен талант, и все-таки желательно образование, но попробовать можно. Для этого необходимо встать на учет в базу данных, которую ведут в актерском отделе. Второй вариант – ходить по съемочным группам, предлагая себя в качестве актера. Занятие утомительное и малоэффективное. А объявления о кастингах вывешивают на стенах в здании “Казахфильма”.

Если вы не претендуете на главные роли и готовы участвовать хотя бы в массовке, то тоже приготовьтесь побегать. На “Казахфильме” нет базы данных по массовке. Людей набирают уже на съемочной площадке, из местных жителей.

– Набирать массовку на студии очень дорого, да и картин у нас не так много снимают, чтобы держать всю эту информацию под рукой, – пояснила Жанна Куанышева.

ОХОТА НА КЛЕЩА

Мы собрались организацией отпраздновать наступление весны на природе в районе Аксайского ущелья. Какова обстановка с клещами? Есть ли опасность заразиться клещевым энцефалитом? Каков прогноз на ближайшее время?Ерик Керимбаев

В отделе эпидемиологии паразитарных болезней Республиканской санитарно-эпидемиологической станции нам сообщили, что сезон активности клещей уже в разгаре. Только в последние дни в больницы республики обратились 350 человек. Из них 150 случаев – в Алматы и его окрестностях. В сравнении с прошлым годом количество укушенных меньше, но не стоит обольщаться. Еще несколько градусов тепла, хороший дождик – и активность клещей возрастет. В пик сезона в Алматы (май-июнь) в день за помощью обращаются до 10 человек, укушенных клещами.

Излюбленные места отдыха алматинцев – Бутаковка и Алмаарасан – потенциально опасны. Но были зафиксированы случаи укуса и в черте города, в районе Татарки. Как нас заверили паразитологи, в городе уже началась обработка парков и скверов.

– В целом мы наблюдаем тенденцию к снижению заболеваемости клещевым энцефалитом, – говорит Жанна Шапиева, заведующая отделом эпидемиологии паразитарных болезней Республиканской санитарно-эпидемиологической станции. – В 2006 году было 33 случая, в прошлом году – 32, и надеемся, что в этом будет еще меньше…

В Казахстане насчитывается восемь видов иксодовых клещей, три вида из них являются основными переносчиками болезни. В Алматы опасность представляет так называемый “таежный” клещ. Специалисты советуют правильно одеваться. Если спортивный костюм, то только светлых тонов, брюки обязательно заправлять в носки… Также врачи советуют пользоваться репеллентами – веществами, которые отпугивают клещей.

– Отдыхающим на природе каждые полчаса необходимо проводить осмотр, особое внимание уделять волосистой части головы, области за ушами и паховой зоне, – говорит Жанна Шапиева.

Так что отдых на природе, уважаемый Ерик, может превратиться в увлекательную охоту на клеща. Но специалисты все-таки советуют воздержаться от посещения гор.

Если же встречи с клещом не удалось избежать, необходимо капнуть на него маслом и перевязать ниткой место укуса, попытаться вытащить маятникообразными движениями. Ни в коем случае нельзя выдергивать клеща. В течение трех дней необходимо обратиться в пункты профилактики клещевого энцефалита, где сделают бесплатный укол иммуноглобулина. В Алматы пострадавших принимают четыре больницы. В Центральную городскую клиническую больницу могут обратиться жители Алмалинского, Медеуского, Бостандыкского районов. Городская клиническая больница №4 обслуживает Жетысуский и Турксибский районы. Городская клиническая больница №7 – Ауэзовский. Детей принимают в 1-й детской клинической больнице.

БУДУТ БРАТЬ, ПОКА ДАЕМ

Не подписываюсь, потому что боюсь последствий. Скажите: до каких пор будут продолжаться поборы в школах? Не сдашь деньги – ребенку начинают занижать оценки, отношение к нему меняется, одним словом, его делают изгоем. Какие меры можно предпринять?Аноним

Ситуация не изменится до тех пор, пока родители будут жаловаться анонимно. В Детском фонде Казахстана нам рассказали, что ежедневно поступают десятки звонков от родителей на “горячую линию” – 266-28-90. Жалобы от родителей поступают и в департамент образования, где тоже есть телефон доверия, – 272-11-00, звонки принимают по средам и пятницам с 14.00 до 17.00.

Но лишь единицы родителей готовы открыто вести борьбу со школьными поборами. В фонде собирают их заявления.

– Обычно родители много возмущаются, да мало помогают в решении проблем своих детей, – говорит заведующая общественной приемной Детского фонда Казахстана Фаузия Иканбаева.

На самом деле способ борьбы прост – надо перестать давать взятки, считают специалисты фонда. Откуда появилась традиция брать деньги с родителей за бесплатное образование? Дело в том, что в 90-х годах была создана общественная родительская организация, участие в ней было добровольным. Родители в трудные времена поддерживали школу кто как мог.

Трудные времена прошли. А традиция осталась.

– Постепенно эти организации попали под контроль работников школ, – говорит Фаузия Иканбаева, – завхозы стали председателями этих общественных организаций, школьные бухгалтера распоряжаются общественными деньгами. Был позабыт главный принцип существования этой организации – добровольность. Сборы стали обязательными.

Департамент образования предлагает просто закрыть родительские общественные организации. Но это не решит проблему. Поборы будут продолжаться, но уже не через родительский фонд, а напрямую в карманы школьных работников, считает Фаузия Иканбаева.

Общественные родительские фонды должны существовать, но в первозданном, добровольном виде. А для этого нужно, чтобы родители каждой школы выступили открыто и сообща, а не вели партизанскую борьбу с отдельно взятыми учителями, говорят в Детском фонде.