Наш поход на казахстанскую биржу – KASE – мы начали с офиса, расположенного в верхней части города. Красивый особняк с фигурными вензелями на балконах в стиле прошлых веков ну никак не настраивал на деловой лад. Здесь бы балы давать, а не ценными бумагами торговать!
Курс валют рисовали мелом на доске
Однако, как уверила нас начальник отдела по связям с общественностью Гульнара Ахмедова, работают в этой куртуазной обстановке настоящие профессионалы казахстанского фондового рынка.
Многие из них – совсем молодые люди. Ну так ведь и фондовый рынок у нас начал развиваться совсем недавно. В ноябре этого года KASE отметит свое 15-летие. Срок по мировым меркам не так и велик, однако на бирже уже складываются своя история и свои легенды.
Нынешний первый вице-президент KASE Идель Сабитов стоял у самых истоков ее создания. Он разработал первую версию электронной торговой системы биржи.
– Официально днем рождения биржи считается 17 ноября 1993 года, когда она образовалась как акционерное общество. Поначалу это были голосовые торги, в которых участвовало 7–10 представителей банков. Каждый из них давал свои заявки, сколько хочет продать или купить иностранной валюты. Данные спроса и предложения записывались на доске мелом. В зависимости от этого изменялся и курс тенге к доллару США, он фиксировался в определенный момент времени. Этот метод (фиксинг) использовался достаточно долго, до 1996 года, пока мы не внедрили электронную систему. Я тогда пришел на биржу программистом. И вместо доски с мелом “нарисовал” картинку курсов на мониторе. Позже разработал электронную торговую систему, которая работала примерно два года. А затем мы смогли себе позволить купить австралийскую электронную систему, правда, на ее основе написали полностью свою электронную торговую систему.
Наша справка
В 1997 году биржевой оборот составлял 0,002 миллиарда долларов США, а в 2007 году – 322,5 миллиарда долларов. Эта цифра почти
в 3 раза превышала ВВП Казахстана в том же году. Рост составил более чем в 161 тысячу раз! В настоящее время почти 30 процентов этой суммы приходится на операции по счетам физических лиц.
К слову сказать, десять лет назад эмитентов (то есть участников биржи) было всего 11, а сейчас их уже 128.
Рождение большого кошелька
В переводе с немецкого “биржа” – это всего-навсего “кошелек”. Хотя это определение менее всего отражает суть происходящего на бирже. Да, сюда ходят, чтобы занять денег или вложить их с пользой для себя. По словам Гульнары Ахмедовой, в широком смысле биржа – это место, где встречаются компании, нуждающиеся в привлечении денег на развитие бизнеса, и потенциальные инвесторы, которые как раз хотели бы вложить деньги в прибыльное дело.
– Как валютная биржа мы существуем с 1993 года, как фондовая биржа – с 1997-го.
В то время в стране шел процесс приватизации. Развивались негосударственные компании, для их развития требовались средства, которые они стали привлекать в том числе и посредством выпуска своих ценных бумаг – акций и облигаций. Для их продажи требовались упорядоченные процедуры торговли и расчетов по сделкам с ними. Ну а имеющаяся уже база биржи позволяла организовать без значительных дополнительных затрат торговлю ценными бумагами.
Цель фондовой биржи была благая – развивать фондовый рынок. И несмотря на то что Национальный банк как учредитель имел большее количество акций – все остальные акционеры биржи имели на тот момент равный с ним голос. В шутку журналисты того времени называли форму отношений между участниками рынка на бирже “настоящей рыночной демократией”.
Именно с 1997 года на биржу стали выводиться государственные ценные бумаги – ГЦБ. Их выпускали Министерство финансов и Национальный банк, чтобы пополнить государственный бюджет. Кроме того, участники торгов для своих операций могут взять деньги у других участников под залог ценных бумаг с правом обратного выкупа – это называется сделкой репо.
Чуть позже стал развиваться сектор так называемых негосударственных ценных бумаг (НГЦБ) – сначала это были в основном госпакеты компаний.
Мы первыми узнаем обо всем!
Как торгуют ценными бумагами, объяснить простым языком сложно. Специалисты предпочитают объясняться терминами, понятными лишь клану посвященных. Обычным гражданам, для которых самая ценная бумага – это купюра в их кошельке, не всегда ясна разница между акциями и, к примеру, облигациями. Но надо же когда-то учиться!
И если вам интересно, торги ценными бумагами на бирже можно наблюдать в режиме реального времени – на сайте KASE.
Кстати, бумажных акций и облигаций у нас уже не существует. Теперь это набор электронных записей на счету их владельца. Ведь бумагу можно испортить, порвать и даже подделать. А с электронной записью ничего не сделается. Сегодня если вы купите какие-нибудь акции или облигации, компьютер быстро внесет запись о сделке в базу данных электронной системы.
Получается, что KASE – это огромный склад информации. Представьте себе спрута с множеством шупалец, которые тянутся в разные стороны. Здесь можно найти самую разную информацию о любой компании, которая когда-либо пожелала торговать на бирже, ее финансовую отчетность и прочие данные.
– Первые, кто узнает о судебных тяжбах или взрыве где-нибудь на заводе или фирме, либо о любом другом событии, которое может повлиять на стоимость акций, – это мы, сотрудники биржи, – рассказывает заместитель директора департамента информации и анализа Зауре Есимова. – Все эмитенты, которые в наших списках, подписывают договор о прозрачности своей деятельности для биржи. Сотрудникам нашего департамента приходится обрабатывать огромные пласты информации и оперативно размещать ее на нашем сайте. Нужно довольно много знать, чтобы решить, насколько хороша компания для инвестиций в ее ценные бумаги. Кроме прочего утром мы размещаем на сайте информацию о курсах валют, а вечером – о сделках за день.
На сайте же можно найти информацию о значении рыночных индексов, в том числе индексов KASE (индикатор состояния фондового рынка), Kazprime (индикатор межбанковских займов). Если умело пользоваться информацией биржи – всегда сможете делать правильные вложения.
Сердце биржи бьется ровно
Сердцем биржи считается зал торгов. Он размещен в нижней части города, в здании АФН. Доступ туда не такой легкий, как во фронт-офис биржи. Главное украшение зала торгов – огромная электронная бегущая строка, на которой отражены курсы валют, индекс биржи, основные котировки акций крупных банков и компаний Казахстана.
Столько раз мы по телевизору видели нервную обстановку торгов на крупнейших биржах– люди там постоянно звонят кому-то по телефонам, что-то выкрикивают, нервно выстукивают по клавиатуре компьютера. Словом, жизнь бурлит!
У нас на бирже все не так. Народ, сидящий за мониторами, выглядит скучающим. С верхней ступеньки зала я заметила нескольких трейдеров, которые, сидя за своими ноутбуками, бойко сражались в компьютерные игры или раскладывали пасьянс в ожидании новых заявок от клиентов. Раньше, когда электронная система только внедрялась, брокеры по привычке приезжали в зал торгов, чтобы пообщаться. Сегодня из-за пробок и возможностей удаленного доступа они предпочитают сидеть у себя за рабочим столом где-нибудь в банке или на фирме.
Меня заинтересовало, защищена ли биржа от несанкционированного доступа в торговую систему?
Директор департамента торгов Ермек Мажекенов уверен: система надежна, как броня.
– У каждого трейдера для доступа в торговую систему кроме пароля доступа есть еще специальный ключ, который необходим для подключения к системе торгов. Если он зайдет под паролем, но без ключа, система просто не даст ему доступ к работе.
Как заманить инвестора?
В тесной связи с отделом мониторинга работает департамент листинга. На специалистах этого департамента – ответственная задача. Они должны проанализировать информацию, предоставляемую компаниями, и вынести решение: могут ли ценные бумаги компании участвовать в торгах.
– В отличие от получения банковских кредитов на фондовом рынке компания может продумать, как оптимально разместить свои ценные бумаги, чтобы получить деньги на более выгодных условиях, – объясняет Гульнара Ахмедова. – Другое дело, что рынок тоже может осторожно подойти к вопросу их приобретения. Нужно, чтобы предложение было интересно инвесторам.
Самая сложная часть работы – это работа по привлечению казахстанских компаний на фондовый рынок. Их ценных бумаг сегодня на рынке не так уж и много. Более или менее крупные и привлекательные компании предпочитают торговать своими акциями на Лондонской бирже. Там и место престижнее, и продать можно подороже. Но Идель Сабитов полон оптимизма – он говорит, что если в Казахстане будут хорошие финансовые инструменты, то рано или поздно к нам придут иностранные инвесторы. Поэтому главная задача KASE – развивать местную ликвидную площадку, которая станет региональным центром притяжения инвесторов и эмитентов. А ликвидность появится тогда, когда появятся интересные предложения.
Как научиться торговать на бирже?
Это самый интересный вопрос. Конечно, рядовому гражданину на бирже делать нечего. Его туда и не пустят. Сотрудники биржи рассказывают, что к ним поначалу приходили граждане, у которых были на руках акции их предприятия, полученные вместо зарплаты, и они желали их продать. Но так сделки не проводятся. Собственно, и сами эмитенты не торгуют на бирже своими акциями. Для этого есть финансовые консультанты, которые помогают им составить инвестиционный меморандум, собрать кипу документов, требуемых для торгов, после чего будущему эмитенту присваивается категория. Самая высокая “А”, чуть пониже – категория “В”. В первой и инвесторы посолиднее, но и условия пожестче.
С инвесторами тоже работают финансовые консультанты или брокеры. Разобраться во всех тонкостях биржевой игры новичку непросто. Да и зачем, если есть специально обученные люди? Они и портфелем вашим будут управлять, и посоветуют, что купить, а что продать. Сделки с физическими лицами происходят анонимно. Вам присваивается только код – один для юридических лиц, другой для физических. Далее все дело техники. Были бы деньги!
И кстати, о деньгах – один из главных аналитиков биржи утверждает, что лучше нести на фондовый рынок не свободные, а лишние деньги. Будет не так обидно их потерять.