Впрочем, и в самом театре, по-видимому, еще не разобрались до конца, что же в итоге поставил режиссер Аубакир Рахимов. В программке синим по белому написано “Драма”, тогда как расклеенные по городу афиши уже делают скидку – “Лирическая драма”. Однако комедийного в спектакле ничуть не меньше.
От представителей многих алматинских театров приходится слышать, что основная проблема сейчас – отсутствие талантливой, качественной современной казахстанской драматургии. И вот в прошлом году Министерство культуры объявило конкурс, в рамках которого выделило гранты, в том числе на общественно значимые пьесы. Одну из таких пьес, “Сагыныш пен елес” Султана Балгабаева, театр имени Ауэзова выбрал для постановки.
Ее сюжетная канва не слишком оригинальна. Несколько успешных людей, давних друзей, вдруг сталкиваются с призраком прошлого, и оказывается, что в свое время они ради собственного благополучия совершали не самые лицеприятные поступки.
Вот и заслуженные пенсионеры Хайретдин, Абдулхамит и его жена Анар кажутся милыми, приятными людьми. В гости друг к другу ходят, коньячок выпивают. Про паровоз опять же поют, у которого остановка должна была быть в коммуне, а в итоге исчезла в никуда… Но как только Арайлым, невеста внука Хайретдина – Арманжана, задает старикам безобидные, но прямые вопросы об их аульном прошлом, о забеременевшей неизвестно от кого девятикласснице Сагиде, то со стариков тут же слетает все благодушие и лоск. Ведь насколько маленьким бы ни был шкаф памяти, место для скелетов в нем все равно найдется.
Главная проблема спектакля – невообразимая пропасть, лежащая между двумя действиями. Первое – это действительно драма, пусть и с лирическими отступлениями, пусть и с хаотичными набегами призрака той самой Сагиды. Зато с интересной историей и классной игрой трио заслуженных актеров – Тукена Аралбая (Хайретдин), Кудайбергена Султанбая (Абдулхамит) и Гайникамал Байкошкаровой (Анар). Но с началом второго действия история медленно, но верно начинает превращаться в фарс.
Истеричная Арайлым в бесцветном исполнении Баян Кажинабиевой (молодые актеры вообще смотрятся на два порядка слабее ветеранов) в худших женских традициях неожиданно набрасывается на ничего не понимающего Армана с претензиями, как он мог заигрывать с потенциальной сестрой, а потом столь же неожиданно остывает. Осточертевший призрак Сагиды (Меруерт Омарбекова) ежеминутно мечется туда-сюда, периодически меняя свои показания по делу. И все это время на сцене идет монотонное мыльнооперное выяснение того, от кого же все-таки 45 лет назад родила Сагида. Выглядит это настолько неестественно и комично, что зрители заливаются смехом, хотя жанр драмы, даже лирической, к этому совсем не обязывает.
Дмитрий МОСТОВОЙ, Иван БЕСЕДИН (фото)