Сакские воины из 10 “Б”
Они владеют саблями и мечами, могут соорудить кольчугу из деталей, завалявшихся в папином гараже, и, конечно же, знают историю на пять с плюсом.
А по-другому у алматинского учителя истории Станислава Потапова учиться невозможно. Потапов сумел оживить для ребят события давно минувших дней. И самые отчаянные хулиганы, и заядлые прогульщики стали знатоками прошлого.
Им посчастливилось пожить несколько недель в бронзовом веке, застрять на месяц в Средневековье и вернуться в современный мир совсем другими людьми.
Что же за чудесную методику изобрел Потапов? Мы отправились в гости к заслуженному педагогу… в Музей археологии.
– Я археолог, но волею судьбы попал в школу. Да и остался. Параллельно продолжал заниматься археологией и на школьных каникулах ездил в экспедиции, чтобы потом на уроках показать ученикам самый свежий материал. Изучаем сакские времена, и я вместо картинок из учебника показываю фрагмент настоящего клинка! У ребят глаза начинают гореть. А потом ученики стали проситься со мной в экспедиции. Но куда их повезешь? Транспорта не было, ребята по городу несколько кварталов пройдут – и уже задыхаются, а тут нужно преодолеть десятки километров! Без подготовки – никак. И я поставил им условие: сначала подготовиться физически.
Готовились ребята целый год. После уроков – тренировки в спортивном зале, на каникулах – походы в горы.
– Важно было не только физическую силу нарастить, но и закалить подростков психологически. В группе до 60 человек, а я – один. Когда находишься с подростками целый месяц вдали от цивилизации, может произойти всякое – у кого-то не выдержат нервы, начнутся конфликты.
Второе условие, которое ребятам поставил Потапов, – прочитать книги по истории: “Без теории никакой практики не будет!”.
– Не страшно, если ученик перепутает годы рождения тех или иных исторических личностей. Главное, чтобы он понимал прошлое и делал выводы в настоящем, – говорит учитель.
Ну а когда Потапов почувствовал, что ребята готовы, он вывез их в первую экспедицию.
Посвящение в археологи
Специализацией, если можно так выразиться, Потапова и его учеников стали древние святилища. Сакральные места таят в себе много загадок, вокруг них ходит много легенд – а представьте, как загадочно звучат они вечером в степи возле костра?
Школьники совершили около полусотни экспедиций. Добирались до места раскопок либо пешком, преодолевая десятки километров с тяжелыми рюкзаками, либо на велосипедах.
– Каждую новую группу я посвящал в археологи – мы изобрели для этого свой собственный обряд, на основе древних обычаев, заимствованных из эпохи бронзы и Средневековья. Представьте себе пику высотой пять метров, на вершине которой красный платок, – новичок должен успеть добраться до вершины, чтобы пика не упала. Для этого помимо силы нужно уметь очень хорошо держать равновесие. Но если наши предки справлялись с такими заданиями – нам стыдно не справиться!
Бесценные находки
Школьные экспедиции – не просто развлечение. Ребята работали бок о бок с учеными из Института археологии и вместе с ними совершали настоящие научные открытия. Например, обнаружили новую археологическую культуру около озера Кольсай.
Несколько экспедиций проводили исследования памятников Тамгалы. А на Кульджабасы обнаружили изображения солнцеголовых божеств.
Материал, который раздобыли ученики, лег в основу научных трудов. Дело в том, что несколько лет институт получал средства на составление свода памятников, но это были лишь деньги на разведку, а вот исследования не финансировались. Уникальные предметы давних эпох могли еще долго лежать в земле, дожидаясь, пока начнется работа. А тут столько энтузиастов!
Как жили предки?
Юные археологи объездили практически всю Алматинскую область. Один из интереснейших памятников, изученных ими, – Ешкиольмес.
– На протяжении 30 километров тянутся наскальные рисунки вдоль реки Коксу. Это летопись сразу трех эпох. Когда мы с учениками приехали на берег реки, то словно совершили путешествие во времени, перед нашими глазами открылись тайны прошлого. Ребят заинтриговали сцены сражений, застывшие в камне сюжеты колесничных боев, – рассказывает Потапов. – Сакский период с его звериным стилем особенно интересен, ребята сделали немало зарисовок.
А потом Потапов и его команда решили прочувствовать, как же жили наши предки. Изучая свои находки, научные труды, примерно представляли, как все должно работать. На берегу реки отстроили печь для обжига керамики. Ребята сами слепили из глины посуду, подобную изделиям эпохи бронзы.
– На Чарыне мы реконструировали жилище эпохи бронзы. Загадка древних зодчих была раскрыта нами лишь после того, как мы завершили строительство. Дело в том, что строения имели округлую форму, чтобы воспроизвести ее, нам пришлось методом проб и ошибок найти особый способ укладки, – рассказывает Потапов.
Прощай оружие – здравствуй орудие
Мальчишки, понятно, с особым интересом изучали картины с изображением сцен сражений.
– Ребята узнали, что я занимаюсь историческим фехтованием, и стали упрашивать, чтобы я и их научил, – рассказывает Потапов. – Но одно дело рукопашный бой, которому я обучал ребят во время экспедиций, и совсем другое – драться с оружием в руках. Признаюсь, боялся, но решил попробовать. Начал занятия сначала с тремя ребятами. И был удивлен: эти тренировки здорово изменили мальчишек. Они стали ответственнее, серьезнее.
Потаповцы изучали тюркскую технику боя. Они срисовывали с наскальных изображений сцены сражений, засели в библиотеках за книгами.
– Мечи я делал сам, там очень сложные расчеты, а вот сабли и пики, кольчуги и шлемы изготовили ребята, – говорит Потапов. – Сами искали материал, в работу включались их отцы. Делали клинки, ведь у кузнеца заказать клинок стоит полторы тысячи долларов…
Для изготовления кольчуг потаповцам пришлось даже соорудить специальный станок – совсем как сотни лет назад. За несколько лет работы у Потапова набралась сотня килограммов доспехов.
Древнее оружие очень тяжелое, вес достигает трех килограммов, попробуй им помахать даже несколько минут! Но в рядах “древних воинов” были и девчонки. Сначала они просто наблюдали за сражением, а потом стали тоже тренироваться. Потапов пригласил на помощь тренера республиканской женской сборной по дзюдо. Девчонкам, конечно, дали легкое оружие – кинжалы, которые у мужчин-воинов являются вспомогательным оружием. Потапов научил своих амазонок работать сразу двумя руками.
– Для девчонок мы изготавливали специальную облегченную кольчугу весом всего 15 килограммов. Мальчишки же таскали на себе до 26 килограммов! Шлемы делали из пластика, ведь настоящий потянет килограммов на семь. В таком обмундировании на ногах сложно устоять!
Попутно пришлось освоить искусство верховой езды. Согласно китайским источникам, у саков трехлетний ребенок должен был уметь, сидя на коне, стрелять из детского лука.
Лошадей ребятам предоставил один бизнесмен. Увидел, чем занимаются потаповцы, загорелся идеей. Клуб всегда существовал благодаря энтузиастам.
Уроки истории Потапова давно вышли из стен обычного школьного класса. Один из родителей предоставлял для детей огромный зал, в котором помещались мастерская, место для хранения орудий, площадка для тренировок, – благодаря этому уникальный клуб Потапова просуществовал 15 лет.
Но два года назад потаповцам пришлось переехать. Они продолжали тренировки на свежем воздухе в горах, недалеко от города. Однако место их тренировок вскоре обнесли забором – кто-то выкупил эти земли. Последнее занятие Потапов провел прошлым летом.
– На днях открылся археологический сезон, самое время отправиться в очередную экспедицию. Но… В течение года ребята не тренировались, а поскольку собираться было негде, группа разбрелась, – говорит Потапов.
Так и заглохло хорошее начинание. Помочь юным археологам никто не захотел. А городские чиновники, вроде бы по долгу службы обязанные заниматься досугом школьников, как выяснилось, даже не знают о существовании такого уникального клуба.
Назад, в 41-й
С кличем “За Родину!” подростки идут в бой. В полях под Алматы звучат “выстрелы”, взрываются “гранаты” – так проходит урок истории о Великой Отечественной войне, который ведет Сергей Княжевский.
Еще один учитель истории, который решил не ограничиваться учебником. Сергей Княжевский является участником группы военно-исторической реконструкции, которая занимается воссозданием времен Великой Отечественной войны.
Клуб был создан 4 года назад при поддержке Союза ветеранов локальных войн и конфликтов “Боевое братство”. Коллекционеры Борис Черкошин и три Сергея – Княжевский, Заварзин и Кибин – решили, что история не должна просто храниться на полках. И придумали: надо вывести ее на улицы города, в окрестные горы и поля. А главное, нужно привлечь к изучению прошлого подростков.
– Мы разыгрываем сражения, стараемся учесть все детали – одеваемся в военную форму, используем пиротехнику. Когда проходящие мимо люди видят, что на их глазах идет битва за Сталинград, то первая мысль – кино снимается! – рассказывает Княжевский.
Кабинет истории больше похож на музей. В шкафах висит военная форма, на полках – фронтовые письма, капсулы с “предсмертными записками” воинов. Тут же фронтовая фляжка, макеты оружия того времени.
– Мы начинали разыгрывать сражения с деревянными макетами оружия, сначала брали их и форму напрокат в “Казахфильме”. Один из участников клуба оказался мастером по крою и шитью, сумел воссоздать в деталях форму солдат Великой Отечественной войны. Оружие тоже научились сами вырезать. Сидели в архивах, собирали информацию, чтобы все до мелочей учесть. Теперь наши ребята знают историю военной формы от и до. Бывает, смотрим военные фильмы, и кто-нибудь обязательно заметит: пуговица-то на мундире не та, – говорит Княжевский.
Участники клуба собирают атрибуты военных времен, выкупая их у коллекционеров, постоянно отслеживают прилавки блошиных рынков и развалов. С каждым годом цена на прошлое растет. Только одна солдатская фуражка стоит более 100 долларов. Хороший макет оружия обходится в 60 тысяч тенге…
Испытание для новобранца
Каждый новичок, который приходит в группу, в первую очередь должен научиться наматывать портянки. И проходить в настоящих кирзовых сапогах неделю – не важно, какая погода за окном, лютая зима или сорокаградусная жара.
– Ребята должны прочувствовать, каково быть солдатом. Поэтому мы учим их не просто наблюдать за происходящим или играть историю, как в театре. Новобранцы роют окопы, разбивают лагерь под открытым небом, ведут разведку в горной местности.
Для того чтобы воссоздать знаменитые сражения, нужна серьезная подготовка. Одни сидят по библиотекам, другие встречаются с ветеранами, записывают их воспоминания. Таких свидетельств не найдешь в обычных учебниках истории.
– Сегодня мы занимаемся реконструкцией истории Панфиловской дивизии, уже встречались с дочерью Панфилова, – рассказывают ребята.
Сегодня клуб не ограничивается рамками одной школы, на сборы приезжают подростки из Астаны и Караганды.
Главный враг – безразличие
Но сегодня и этот клуб переживает не лучшие времена. Главным врагом юных “солдат Великой Отечественной” оказалось… безразличие. Цель клуба – не просто поиграть в стрелялки. Главное – показать людям живую историю. Ребята из клуба готовы принимать участие в любом городском празднике абсолютно бесплатно. Но их энтузиазм городских чиновников не затрагивает.
– Вы не поверите, когда я добивался участия в одном городском мероприятии, меня гоняли то к районным чиновникам, то к городским, а потом просто… не включили в программу, – говорит Княжевский. – А ведь мы готовились несколько месяцев! После этого ребята приуныли. К сожалению, нашу группу военно-исторической реконструкции больше знают в России и Египте, чем здесь, в Алматы.
Чиновники вспомнили о клубе только раз, когда страна отмечала шестидесятилетие победы в Великой Отечественной. После выступлений группы районный аким под бурные аплодисменты ветеранов сделал широкий жест – выделил ребятам помещение. Ребята начали строить грандиозные планы. Но не тут-то было. Праздник отшумел, и когда через неделю участники клуба пришли в комнату, которую им выделили, то увидели на двери новый замок и новую табличку…
Александра МЫСКИНА