Ни в какие воздушные ворота! - Караван
  • $ 513
  • 541.16
+1 °C
Алматы
2024 Год
28 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ни в какие воздушные ворота!

Ни в какие воздушные ворота!

Во многие города нашей огромной страны только самолетом и можно долететь. Но лишь некоторые из казахстанских аэропортов безопасны для пассажиров. Такой вывод сделали сотрудники транспортной прокуратуры при проверке аэропортов страны.

  • 21 Марта 2008
  • 2628
Фото - Caravan.kz

В Казахстане сегодня работает 22 аэропорта. Проверка установила, что назвать безопасными для пассажиров можно лишь некоторые из них. В большинстве аэропортов неисправна система пожаротушения, горюче-смазочные материалы хранятся как попало, система безопасности тоже не на высоте.

Отвечая на официальный запрос нашей газеты, основными проблемами аэропортов страны специалисты комитета назвали разбитые взлетно-посадочные полосы и устаревшую спецтехнику для обслуживания воздушных судов.

Но полным шоком для проверяющих стал факт, что на взлетно-посадочных полосах некоторых региональных аэродромов… пасутся коровы.

По данным Комитета гражданской авиации, наиболее проблемными являются аэропорты городов Семей, Костанай, Кокшетау, Петропавловск, Талдыкорган. Их взлетно-посадочные полосы требуют срочного ремонта.

В восьми аэропортах – Астаны, Алматы, Актобе, Шымкента, Павлодара, Жезказгана, Атырау, Усть-Каменогорска – проведены ремонтные работы взлетно-посадочных полос, и они больше не вызывают нареканий авиаторов. Средства на реконструкцию выделялись из республиканского бюджета для аэропортов Астаны (1,5 миллиарда тенге), Актобе (3,114 миллиарда тенге), Шымкента (5,35 миллиарда тенге). В аэропорту Атырау строительство новой ВПП прошло за счет займа Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Аэропорт Алматы строит новую взлетно-посадочную полосу за счет собственных инвестиций – 96,5 миллиарда тенге.

Караганда: Отдадим аэропорт в хорошие руки!

Взлетно-посадочная полоса Карагандинского аэропорта “Сары-Арка” в секретных материалах космических программ обозначена как запасной аэродром для первого орбитального корабля “Буран”.

Но в середине девяностых программу “Энергия – Буран” окончательно похоронили. А вместе с космическим проектом и сам аэропорт.

Громадный затратный объект остался на руках у региона, который не в состоянии был его содержать. Власти пытались избавиться от объекта, передать в частную собственность. Аэропорт переходил из рук в руки. Но ни один покупатель не довел дело до окончательного расчета. Только в прошлом году очередной хозяин начал восстанавливать воздушную гавань Караганды.

А ведь у аэропорта немало достоинств. Кроме сверхпрочности взлетных полос еще и уникальное месторасположение. Здесь 280 дней в году ветер дует в одном направлении – с северо-запада в юго-восточном, очень удобный для авиаторов каприз природы. Встречный ветер при взлете помогает набрать высоту, а при посадке служит естественным фактором торможения.Татьяна ТЕН, Караганда

Петропавловск: Терминал от слова “терминатор”?

В конце прошлого года прокурор Северо-Казахстанской транспортной прокуратуры Айдар Чакаров обнародовал итоги проверки авиационной безопасности аэропорта Петропавловска.

Результаты повергли в шок. Только во время проверки обнаружилось, что 11 километров периметра аэродрома аэропорта – без ограждения, то есть на территорию стратегического объекта мог зайти кто угодно. Как и на склад горюче-смазочных материалов, который не запирался на замок. И пронести можно было все, что угодно, – на контрольно-пропускном пункте в терминал был установлен устаревший металлоискатель, который не “чуял” металлические предметы.

Пожарные щиты прокуроры застали неукомплектованными, а пожарный “Урал” стоял в аварийном состоянии. Вообще половина техники аэропорта на момент проверки была нерабочей.

Выявленные нарушения стали поводом для рассмотрения проблемы безопасности Петропавловского аэропорта на совещании у вице-министра транспорта и коммуникаций. С 28 ноября прошлого года в Петропавловском аэропорту по распоряжению Комитета гражданской авиации запрещено выполнение чартерных и международных рейсов, а также полеты воздушных судов 2-го класса и выше.

Руководству международного аэропорта предписали: до 1 февраля устранить нарушения и обеспечить авиационную безопасность и безопасность полетов, в том числе по обслуживанию воздушных судов в осенне-зимний период. В первые дни февраля руководство отчиталось о проделанной “работе над ошибками” министерской комиссии. Проверяющие еще раз осмотрели аэропорт с учетом всех изменений, но окончательного решения не вынесли. Пока судьба Петропавловского аэровокзала решается в чиновничьих кабинетах, воздушная гавань работает в привычном режиме.

А вот кто смотрит в завтрашний день аэропорта с оптимизмом, так это Северо-Казахстанский областной акимат. Он же совладелец объекта с 40 процентами акций. Остальные 60 процентов находятся в руках частного владельца. Аким области Серик Билялов на одной из отчетных встреч с населением пообещал, что аэропорт Петропавловска будет жить. И не исключено, что на казенные деньги. “Если нынешние владельцы не изменят ситуацию, мы заберем аэропорт в государственную собственность и будем финансировать за счет республиканского и областного бюджетов”, – заверил Серик Билялов.

Ну а транспортная прокуратура области выясняет законность передачи акций аэропорта в частные руки.Инна ЛОПАТКО, Петропавловск

Семей: Аэродром превратился в пастбище

В прошлом году сотрудники транспортной прокуратуры выявили многочисленные нарушения в аэропорту Семея. Они глазам своим не поверили, когда увидели, что прямо на летном поле… пасется домашний скот!

Свободой в передвижении успешно воспользовались и люди: они пробрались на территорию стратегического объекта и… унесли несколько сигнальных огней. Не смутило их даже присутствие военных, которые расположились с северной стороны воздушного порта.Оксана Приведенная, Семей

Павлодар: Полоса стоимостью миллиард

Полтора года назад завершились работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы, на что было выделено более 1 миллиарда тенге из республиканского бюджета. Теперь аэропорт может принимать воздушные суда всех типов.

Ремонт продолжался полгода. Аэропорт для пассажиров не закрывался, просто работы велись днем, а рейсы сдвинули на вечернее время.

Комиссия признала: реконструкция проведена успешно. Однако председатель правления АО “Аэропорт Павлодар” Баянбек Смагулов признается, что ряд проблем еще не решен. Главная из них – устаревшая спецтехника образца 1980-х годов. Как всегда, вопрос упирается в недостаточное финансирование.Ризабек ИСАБЕКОВ, Павлодар

Актобе: Только построили – и уже ремонтировать надо

Стоимость ремонта основного терминала аэропорта Актобе по проекту составила около четырех миллиардов тенге.

Первоначально предполагалось потратить на строительные работы на 1,3 миллиарда тенге меньше и сдать объект раньше. Так, сдача взлетно-посадочной полосы должна была состояться летом 2007 года. Однако комиссия не приняла ее: на плитах покрытия обнаружились трещины, сколы и отсутствие водостоков. Теперь акимат поставил перед строителями новую задачу – закончить реконструкцию в августе 2008 года.

Между тем министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов обвинил областной акимат в необоснованном увеличении пропускной способности аэропорта, что повлекло удорожание проекта.

Пока же весь поток пассажиров проходит через временное здание аэровокзала, которое совершенно для этого не приспособлено.

У транспортных прокуроров имеется множество претензий к руководству аэропорта. Результаты последних проверок в АО “Международный аэропорт Актобе”, авиакомпаниях АО “Старлайн КЗ” и ТОО “АЭРО” “свидетельствуют о существующей реальной угрозе безопасности полетов воздушных судов”, заявил актюбинский транспортный прокурор г-н Блиев. Он отметил, что до сих пор “не изжита практика пропускать на взлетно-посадочную полосу автомашины с личными номерами, без согласования с соответствующими уполномоченными органами”.

Наиболее грубые нарушения были зафиксированы на складе ГСМ – насосные станции по перекачке нефтепродуктов, помещение для отпуска масла, лаборатория и котельная оказались не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации.Владимир ЕГОРОВ, Актобе

Астана: И третья категория не помогла

Самым безопасным, пожалуй, является сегодня столичный аэропорт.

Аэропорту Астаны присвоена третья категория Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Это значит, что он может принимать и отправлять самолеты при любой погоде.

Однако задержки рейсов из-за погодных условий здесь происходят постоянно. Так, 17 марта неблагоприятные метеоусловия повлекли за собой задержку около 20 рейсов и отмену 10. А новая взлетно-посадочная полоса была закрыта для очистки.

Третья категория ИКАО говорит о международном классе аэродрома. Астанинский аэропорт оснащен автоматизированным комплексом сопровождения и контроля движения по летному полю, радиолокатором обзора летного поля, новым светосигнальным оборудованием на взлетно-посадочной полосе и рулежных дорожках аэродрома. По идее эти системы позволяют сопровождать воздушные суда практически при нулевой видимости только с помощью электронных средств слежения.

Алматы: Туманы парализуют Алматинский аэропорт

Густые туманы в аэропорту Алматы все чаще становятся причиной задержки рейсов. Уж слишком неудачно расположена воздушная гавань южной столицы.

В начале марта неблагоприятные метеоусловия полностью перечеркнули расписание авиакомпаний, задержав около 20 рейсов от двух до десяти часов. Аэропорт Алматы не принимал лайнеры из других городов. Из-за густого тумана пять самолетов не смогли сесть в южной столице и ушли на запасные аэродромы. А три рейса пришлось вообще перенести на следующие сутки.

Подобные ситуации в Алматинском аэропорту в период осенне-зимне-весенней навигации случаются постоянно.

Обвинять авиаторов в задержке рейсов бессмысленно: они строго следуют инструкции безопасности полетов. Ведь даже напичканные современными приборами машины без пилота – ничто. Современные радиоэлектронные системы обеспечения посадки надежно выводят самолеты на траекторию снижения. Однако на последнем этапе посадки, и особенно в момент касания земли, пилот все же должен отчетливо видеть взлетно-посадочную полосу.

Борьбу с туманами аэропорт ведет известными еще с советских времен методами с помощью распыления на взлетно-посадочном поле смеси углекислого газа и пропана: в результате туманы оседают в виде мелких кристаллов. Но метод искусственного рассеивания эффективен лишь при температуре минус 4 градуса и ниже, при скорости ветра 8–10 метров в секунду. Нет таких условий – эффект будет нулевой.

– Плохой видимости в зоне аэропорта способствует смог, – говорит пилот с большим стажем Николай Степанов. – Аэропорт изначально построен в неподходящем месте, в самом загрязненном районе с большим количеством производственных предприятий и частного сектора. Если взглянуть на город с высоты птичьего полета в районе аэропорта, то пелена смога закрывает обзор. Загазованность ухудшает видимость из кабины лайнера примерно на треть. Так что идея переноса аэропорта в район Капшагая была не такая и утопическая – в степной зоне никогда не бывает ни туманов, ни смога.Елена КОЭМЕЦ, Алматы

Уральск: Куда прикажете садиться?

Состояние терминала и взлетно-посадочной полосы Уральского аэропорта чиновники назвали плачевным.

Уральский аэропорт не в состоянии обслуживать большегрузные авиалайнеры типа “Боинга-737”. Взлетная полоса давно не ремонтировалась.

Хотя именно этот аэропорт мог стать транзитным коридором для многих международных рейсов, особенно следующих через Россию, и связующей нитью между областным центром и районами. Сейчас власти подумывают возобновить авиасообщение с отдаленными райцентрами, с которыми почти нет иной связи, особенно в распутицу. Но в районных аэропортах положение еще хуже.

Министр транспорта и коммуникации очень низко оценил состояние Уральского аэропорта и распорядился привести его в порядок – правда, не уточнил, за чей счет.Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, Уральск

Костанай: Бомбу даже не заметили!

Главное, что мешает международному аэропорту Костанай принимать международные рейсы, – несоответствие взлетно-посадочной полосы современным крупным пассажирским самолетам.

О необходимости реконструкции полосы говорят уже не первый год, однако деньги на это пока не получены. В этом году аэропорт должен закупить на средства бюджета специальные машины для борьбы с обледенением полос – это тоже серьезная проблема для региона.

В апреле прошлого года аэропорт Костанай подвергся серьезной проверке костанайской транспортной прокуратуры и ДКНБ. Проверяющие оставили в зале аэропорта коробку с надписью: “Осторожно, бомба!”, а также попытались пронести макет взрывного устройства через интроскоп и металлодетектор.

Попытка, к сожалению, увенчалась успехом: служба авиационной безопасности учебного “нарушителя” не заметила. И на коробку в здании аэровокзала минут 20 никто не обращал внимания.

После “разбора полетов” в здании появилось современное оборудование досмотра.Ольга КОЛОКОЛОВА, Костанай

Кызылорда: По полю гуляют все, кому не лень!

Аэропорт “Коркыт-ата” на своем балансе воздушных судов не имеет. Но его включили в Государственную программу развития отрасли гражданской авиации РК до 2009 года. И в прошлом году на реконструкцию взлетно-посадочной полосы выделили более 8,6 миллиарда тенге. В списке работ также реконструкция объектов вспомогательной инфраструктуры и оснащение аэропорта спецтехникой. Но работы начнутся не раньше чем через год.

Надо полагать, что в плане работ будет и усиление безопасности аэропорта.

А то в конце прошлого года сотрудники транспортной прокуратуры изучили журнал регистрации автомашин, заезжавших на территорию аэропорта, и установили: служба авиационной безопасности систематически пропускает автомашины с частными номерами. Да и пропуска для въезда на летное поле международного аэропорта выдавались часто не тем, кому положено.Елибай ДЖИКИБАЕВ, Кызылорда

Шымкент: Полоса новая, самолеты старые

В октябре прошлого года Шымкентский аэропорт презентовал новую взлетно-посадочную полосу. На ее реконструкцию из республиканского бюджета было выделено 5,4 миллиарда тенге. Полосу удлинили на полкилометра и расширили. Теперь в Шымкенте могут взлетать и садиться любые типы самолетов – от российских тяжеловесов Ан-124 и Ил-62 до американских лайнеров “Боинг-747” и европейских аэробусов А-300. Аэродром оснащен шестью рулежными дорожками, перроном на 23 стоянки.

Однако идеальным Шымкентский аэропорт пока не назовешь. И в первую очередь потому, что авиапарк остается морально и физически устаревшим.Данил ШЕМРАТОВ, Шымкент

Тараз: Нет перевозок – нет износа

По результатам проверок той же транспортной прокуратуры здание порта, взлетные полосы и другое оснащение таразского аэропорта “Аулие-Ата” не вызывают нареканий. И это объяснимо – не так уж много самолетов тут взлетает и садится.

Последний крупный инцидент произошел на территории “Аулие-Ата” два года назад, но непосредственно службы аэропорта не имеют к нему отношения. Во время перекачки ГСМ из железнодорожной цистерны в военный бензовоз вспыхнул пожар. Сгорело 70 тонн топлива.Индира БОТАШЕВА, Тараз

Атырау: Помехи и для взлета, и для посадки

По данным Западной региональной транспортной прокуратуры, в непосредственной близости от аэродрома и воздушных трасс построено антенно-мачтовое сооружение высотой 81,7 метра – собственность одного из операторов мобильной связи.

Антенну умудрились поставить как раз по курсу взлета и посадки воздушных судов малой авиации, что, говоря суровым языком протокола, “создает реальные помехи для авиации, особенно при сложных метеорологических условиях, когда необходим переход от визуального полета на полет по приборам”. Транспортная прокуратура вынесла решение снести антенно-мачтовое сооружение.

Но в аэропорту обнаружилось немало и других нарушений. Например, дырки в ограждении, через которые свободно можно попасть на взлетно-посадочную полосу. Причем многие даже и не догадаются, куда попали, – по всему периметру ограждения не оказалось предупредительных знаков.

Но самое уязвимое по части безопасности место – склад временного хранения, расположенный прямо на территории. Грузовые автомашины, прибывающие для разгрузки или загрузки груза на склад, имеют практически свободный доступ ко всем объектам аэропорта.Светлана НОВАК,Атырау

Подготовила Елена КОЭМЕЦ