Криминальные аппетиты нашего полицейства - Караван
  • $ 513
  • 541.16
+1 °C
Алматы
2024 Год
28 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Криминальные аппетиты нашего полицейства

Криминальные аппетиты нашего полицейства

Кто в казахстанской полиции берет больше всех, где и за что? Стражи порядка каких областей считаются самыми коррумпированными? На чем чаще всего засыпаются полицейские Алматы? Наш корреспондент попытался выяснить криминальные аппетиты стражей порядка в различных регионах Казахстана.

  • 21 Марта 2008
  • 1628
Фото - Caravan.kz

Официальная статистика

В 2007 году из органов внутренних дел было уволено 6005 сотрудников, из которых только 3632 распрощались с погонами по собственному желанию. Эту информацию сообщил нам начальник департамента внутренней безопасности МВД генерал-майор Осман-Рустанбек Бижигитов. В своем комментарии он также подчеркнул:

– Активизирована работа дисциплинарных комиссий и офицерских собраний, в 2007 году их решениями привлечено к дисциплинарной ответственности более полутора тысяч сотрудников, 49 из них понижены в звании.

Среди распрощавшихся с погонами не по собственному желанию выделяется особая группа из 575 человек. Они уволены из органов внутренних дел по так называемым отрицательным мотивам. По бытующему мнению, это полисмены, чьи “подвиги” просто уже нельзя было скрыть.

Получается, что количество “отрицательных” полисменов примерно равно половине всего личного состава правоохранительных органов такой области, как, например, Мангистауская. А “добровольцы” в полтора раза превышают по численности сотрудников полиции крупнейшего города республики – Алматы.

Что скрывается за формулировкой “отрицательные мотивы”?

С другой стороны, 575 сотрудников МВД, уволенных по “отрицательным мотивам” по республике за весь 2007 год, не говорят о какой-то масштабной борьбе со всем тем негативом, принесшим Министерству внутренних дел печальную славу. Одно из подтверждений этому – февральская коллегия Генеральной прокуратуры, на которой от руководителей силовых структур потребовали радикальной борьбы с коррупционными элементами в своих ведомствах.

И что, кстати, означает эта таинственная формулировка – “по отрицательным мотивам”? Так в силовых структурах обозначаются подозреваемые в совершении каких-либо преступлений или правонарушений. Но не надо думать, что все 575 уволившихся стражей порядка дружно отправились за решетку. Да и из 3632 “добровольно уволившихся” отнюдь не все белые и незапятнанные.

Ни для кого уже не секрет бытующая в структурах МВД практика увольнять подозреваемых сотрудников задним числом и по собственному желанию. К этому “трюку” прибегают с советских времен, чтобы не портить себе отчетность.

В результате проштрафившиеся полисмены проходят по уголовным делам как гражданские лица. И если дело доходит до суда и приговора, то честь полицейского мундира получается незапятнанной.

Лидеры коррупции

По свидетельству начальника департамента внутренней безопасности МВД генерал-майора О.-Р. Бижигитова, по взяточничеству и коррупционным преступлениям среди сотрудников привычно лидируют инспекторы дорожной полиции. За ними следуют представители административной полиции – участковые и патрульные. А замыкают “пьедестал” вымогателей сотрудники оперативно-следственных подразделений.

Первенство по этим же видам преступлений среди регионов республики делят между собой Южно-Казахстанская и Жамбылская области.

По нашей информации, средняя ставка мзды дорожных полисменов там составляет 2–3 тысячи тенге. За то, чтобы не доставлять нетрезвого гражданина в отделение полиции, патрульные просят от 500 тенге до 2 тысяч.

Участковые за непринятие мер административного воздействия к нарушителям (например, торговля в неположенном месте) требуют от 2 до 5 тысяч тенге.

В том случае, когда появляется угроза возбуждения уголовного дела, допустим, за причинение вреда здоровью, ставка вознаграждения участковых резко возрастает. Известно о случаях, когда сотрудник полиции убеждал потерпевшего примириться с обидчиком. Небезвозмездно, конечно.

Меньше всего в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях за взятки попадаются следователи. Зато берут они в несколько раз больше своих коллег. Такса следователей составляет от 60 до 200 тысяч тенге. А кормятся они, например, за счет переквалификации более тяжкой части статьи на менее тяжкую.

Меньше всего полицейских попадаются на взятках в Западно-Казахстанской и Актюбинской областях.

– Сегодня во всех ДВД созданы инспекции по личному составу, – продолжает глава департамента внутренней безопасности, – задача которых не пропустить в ряды полицейских потенциальных “оборотней в погонах”.

В региональных подразделениях собственной безопасности установлены “телефоны доверия”, куда за 2007 год поступило 347 сообщений граждан, из которых 80 подтвердились. Проводится работа по пресечению фактов дачи взяток полицейским. В истекшем году выявлено 43 подобных преступления.

Что же вы делаете, опера?!

В южной столице картина иная. Заместитель начальника управления собственной безопасности ДВД Алматы подполковник Азамат Жолдыбаев говорит, что в прошлом году в отношении 40 алматинских стражей порядка было возбуждено 35 уголовных дел. Почти половина полисменов – 19 человек – попались на взятках. Семь уголовных дел касаются злоупотребления служебным положением, четыре – превышения должностных полномочий, два – халатности, одно дело – о хранении и сбыте наркотических веществ. В двенадцати случаях выдвинуты обвинения в мошенничестве.

Чтобы узнать, кто же из подчиненных чаще других нарушает закон, в алматинской полиции проанализировали эти данные и получили совершенно неожиданный результат. Оказывается, в Алматы подавляющее большинство коррупционных преступлений – 43% – совершили не дорожные полицейские или участковые, а… оперативники!

– Оперативники вымогают деньги за сокрытие преступлений, – поясняет ситуацию Азамат Жолдыбаев. – Чаще всего они уговаривают потерпевшего не писать заявление, а иногда могут скрыть от следствия важную информацию или улики. Стоимость подобных услуг – от 500 долларов США.

Примерно столько же требовал у алматинца за прекращение уголовного преследования задержанный дознаватель Турксибского отдела полиции. А самый курьезный случай произошел, когда оперативный дежурный залез в чужой огород. Он пообещал подозреваемому прекратить уголовное преследование и попросил за это 100 долларов.

Самые крупные взятки, которые требовали следователи, – 2–3 тысячи долларов США. Такса оперативников – 1000 долларов, но соглашаются они и на 500. Участковые, патрульные и дорожные инспекторы нащупали свой комфортный ценовой коридор – от 500 до 5 тысяч тенге. Как говорится, они берут меньше, но чаще.

Полисменов напугали фильмом ужасов

А теперь о “новом средстве” в борьбе с коррупцией в органах внутренних дел. Речь идет о двадцатиминутном кинопродукте об офицере полиции, не устоявшем перед соблазном взятки и угодившем на тюремные нары. Создатели фильма не стали обременять зрителей длинными нравоучениями (на всем протяжении действа никто из персонажей не произнес ни единого слова), а сразу обратились к ассоциативному мышлению полисменов.

Краткое содержание картины. В тесной камере под тоскливый звон протекающего рукомойника бывший сотрудник полиции, осужденный за взятку, вспоминает свою прошлую жизнь – первую любовь, семью, удачную карьеру, позорное задержание с мечеными купюрами – и мучится запоздалым раскаянием. При этом непонятно, кто он – следователь, инспектор дорожной полиции или дознаватель? На наш вопрос в пресс-службе МВД пояснили, что это не важно, а в фильме показан собирательный образ коррупционера.

Возможно, этот стратегический продукт был воспринят в органах в МВД как серьезное предупреждение и начало «чистки». Но так или иначе после показов картины в последние два месяца наблюдался заметный отток из рядов МВД. Их покинули около 600 стражей порядка.

Воспользовались ситуацией – вспомнили о зарплате

Примечательно, что уходить стали даже из тех служб, куда еще недавно попасть было очень непросто. Например, в управлении по борьбе с наркобизнесом ДВД Алматы недокомплект составляет 15 штатных единиц, а в управлении дорожной полиции – более 40! Говорят, что если расставание с погонами будет и дальше идти подобными темпами, то к концу года страна рискует лишиться половины полисменов.

С другой стороны, тут же появились идеи проработать в сложившейся ситуации вопрос о повышении зарплаты сотрудникам полиции. Согласно официальному штатному расписанию, офицер полиции с выслугой до 3 лет получает всего 36 тысяч тенге. А начальники отделов управлений областных и городских ДВД страны с выслугой от 15 до 20 лет получают на руки от 46 до 55 тысяч тенге. Начальники ДВД зарабатывают 120 тысяч тенге… Бывшие сотрудники полиции и пенсионеры МВД считают, что правительству необходимо срочно увеличить зарплату полицейским. Например, рядовому и сержантскому составу – до 70 тысяч, а офицерам – до 100 тысяч тенге. Но, конечно, все понимают: такая мера – вовсе не гарантия того, что все полисмены откажутся от взяток. И опасения, прямо скажем, небеспочвенны.

* * *

Следователь задержан за взятку

13 марта 2008 года в поселке Затобольск Костанайской области оперативники управления собственной безопасности ДВД по подозрению в вымогательстве взятки задержали следователя Южного отдела внутренних дел Костаная.

За обещание не привлекать воровку, укравшую сотовый телефон, к уголовной ответственности бравый полисмен потребовал у нее 1100 долларов США. Следователь арестован, в отношении него возбуждено уголовное дело.

По словам начальника управления собственной безопасности ДВД Костанайской области полковника полиции Шормана Ташетова, с начала года за коррупционные правонарушения привлечены к ответственности три сотрудника ДВД Костанайской области.

Олег ГУБАЙДУЛИН

Олег ГУБАЙДУЛИН