И такое на них веселье, что на следующий год непременно повторить хочется. А там, глядь, – уже и традиция!
В Костанае вот уже семь лет существует совершенно особенная традиция, которой нет больше ни в одном городе страны. В начале весны на толстом еще льду замерзшего Тобола проходит совершенно неофициальное веселье, которого ждут и на которое собираются все местные экстремальщики, эзотерики и прочие неформалы, ратующие за здоровый образ жизни.
Официальная публика сюда тоже охотно приходит. Неофициально.
Поскольку это праздник для души, семьи и здоровья. А это все – понятия интимные.
История праздника
Воскресенье. 10 утра. В сторону городского пляжа Костаная, куда уже который год не ходит пассажирский автобус, упорно тянутся “безлошадные” люди. Машины у многих есть, но сюда лучше пешком. Обязательно с детьми – дети на руках, дети вышагивают самостоятельно, бегают вокруг кругами… Ощущение большого и как-то непривычно семейного для нашего времени праздника начинается уже в километре от места события.
Между тем на пляже, прямо напротив спасательной станции, народу уже полно. Прорубь, которой тут не дают затягиваться всю зиму, в этот день не пустует. Купание в ней – один из обязательных атрибутов праздника. Что бывалый народ и делает охотно, не дожидаясь открытия мероприятия. Чуть в стороне на льду готово кострище. Банька на спасательной станции пыхтит и парит на радость народу.
В принципе баня, костер и несколько ведер обжигающе горячего чая – это все, чем предстоит греться почитателям белого мишки. Спиртного здесь на дух не приемлют, да и не приходят сюда в эти дни любители того, что погорячее.
Родился – и в прорубь!
– Этот праздник мы придумали как праздник здоровья детей, – объясняет Карлов, одетый в костюм белого медведя. – И взрослых, конечно, тоже. Но взрослым труднее себя переделать, а ребенок, который сразу растет правильно, чувствуя себя частью природы, будет здоровым и большего добьется.
Карлов – дважды папа и знает, о чем говорит. Его пятилетняя Олеся, бойко тусующаяся на льду в легком костюме Снегурочки, и годовалый Радосвет в белом костюме точь-в-точь, как у папы-медведя, в плане здоровья заметно отличаются от обычных городских детей.
Их мама моржевала даже во время беременности. В 6 месяцев Радомира первый раз окунули в прорубь. Олеся с холодной водой тоже дружит, правда, предпочитает обливаться. Кстати, в семье строгое правило: не заставлять! Не хочешь в ледяную воду – не надо. Насилие неприемлемо.
– Гриппа и прочих простудных болезней мы не знаем, – хохочет бабушка Ольга Алексеевна, одобрительно поглядывая на зятя, привычно организующего беспорядочную толпу в единый коллектив. – Прививок не делали. Страшнее кратковременных соплей ничем не болели.
– Небось сопротивлялись, когда дочь детей в прорубь закидывала?
– Нет, – улыбается веселая и молодая бабушка. – Я сама бывший медик, считаю, так лучше и естественней для организма. Да и по детям видно, полезно им это или нет. Моим – полезно!
Пока Виктор невдалеке объясняет кучке новообращенных, как нужно правильно настроиться на прорубь, пока не купанные еще дети и взрослые не без ужаса поглядывают на бодро разгуливающих босиком по льду опытных “моржей”, у стола с горячим чаем царит странное оживление.
Еда волшебников
Маленькая стройная женщина, одетая скорее для ранней осени, нежели для поздней зимы, бойко угощает народ пророщенной пшеницей, бобовыми с ростками и какими-то особыми конфетами, в которых нет ничего, кроме натуральных продуктов, даже сахара. Пробиваюсь через толпу, где мокрые и голые органично смешались с сухими и тепло одетыми. Знакомлюсь.
– Называйте меня Фея-волшебница! – на полном серьезе заявляет женщина и испытывающе смотрит мне в глаза. Выдерживаю взгляд. Более чем охотно пробую угощение – на морозце есть хочется просто невероятно. Вокруг уже царит вполне неформальное веселье. Клоуны устроили с детьми катание на льду и какие-то невероятные хороводы, от которых все каждую минуту валятся с ног. От проруби слышатся плеск и отчаянный визг – в бой пошли новички. Хлопает дверь, народ валом валит сначала в баньку погреться, а из нее в сугроб – охладиться.
А Фея оказывается вегетарианкой с 19-летним опытом и вполне успешной коммерсанткой из Боровского. В прошлом – художник-оформитель. Говорит, 19 лет назад заболела. Диагноз был страшный, чувствовала себя отвратительно и готовилась, в принципе, достойно умереть. К тому времени муж ее бросил, дети были маленькие. Трагедия.
Дальше, как вы понимаете, последовал хеппи-энд. Сейчас наша Фея снова замужем, успешна и главное – здорова! Говорит, вовремя книгу нужную прочла. Рецепт ее счастья прост: пища исключительно простая и только натуральная, холод – врач, работа – друг.
– Ящики с товаром сама ворочаю, – рассказывает Фея (в обычной жизни носящая имя Татьяна). Последний скепсис пропадает, когда узнаю, что этой моложавой женщине 53 года. Ну не выглядит она больше чем на 40!
Отпусти желание
Костер разжигали всем миром. Огромный огненный цветок на льду, символично соединивший стихии воды и огня, расцвел только тогда, когда участники праздника практически в полном составе подтянулись к кострищу. Огонек, робко прятавшийся внутри огромной пирамиды из дров, наконец осмелел и лизнул приготовленное для него сухое дерево. “Энергетика… Сила мысли…” – эзотерические фразочки гуляют в этой толпе совершенно свободно. Подготовленная публика! И все равно дети – тут же, рядом с костром, образуется толчея из желающих привязать ленточку на шарик. Привязываешь, загадываешь желание, потом шар улетит, а желание, сами понимаете, исполнится. Ахнуть не успеваю, как оказываюсь в этой толчее и на полном серьезе затягиваю свою ленту потуже, чтобы, не дай бог, не соскользнула. И тут же в круг, за руки и чтобы все разом подумали: “Пусть все желания сбудутся!”. Куда ж им теперь, родимым, деваться? Непременно сбудутся.
А между тем на старательно очищенной поверхности льда известный костанайский художник Сергей Луговой, зябко ежась, начинает со всей купанной и не купанной еще детворой в проруби рисовать огромного мамонтенка. Замысел прост, как все гениальное: контур рисует маэстро, а уж раскрашивают животное кто как может. Главное, чтобы все вместе и как бог на душу положит. Радостный визг со льда и отчаянный от проруби сливался в одну общую, совершенно праздничную партитуру.
– Что, нравится? – подмигнул мне в сотый раз пробегающий мимо Карлов, капюшон с головой медведя болтается где-то сзади, волосы мокрые (и когда успел искупаться?). – Приходи в следующее воскресенье к нам в семейный клуб “Радужная планета”.
– А что вы там делаете?
– Учимся бездирективному воспитанию. Слышала?
Ответить я не успела. Карлов уже держал за руки какого-то пацаненка в сухих еще плавках с круглыми от ужаса глазами. “Ты готов в водичку? Уверен? Ну тогда пошли!”
* * *
“Полярного медведя” в Костанай привел местный житель Виктор Карлов – большой сторонник слияния человека с природой, активист и бессребреник. Когда-то он собрал здесь своих знакомых, знакомых этих знакомых и тот неширокий круг лиц, которые хотели поменять свою жизнь, но не знали как. Место нашлось всем “моржам”, натуропатам, вегетарианцам и прочей публике, предпочитающей лекарствам общение с естественными силами природы. Ну и решили, что будет такой праздник проводиться постоянно. А назвать его можно… да хоть днем полярного медведя!
Ольга КОЛОКОЛОВА, Костанай