Прошлым летом правительство одобрило планы строительства городов-спутников в Акмолинской области и близ Алматы.
– Пока мы выделяем 13,5 миллиарда тенге – для четырех малых городов, которые появятся возле Алматы, вдоль трассы до Капшагая, – сообщил тогдашний министр индустрии и торговли Галым Оразбаков. И выразил уверенность в том, что создание городов-спутников позволит “обеспечить жильем огромное количество населения”.
Проект строительства городов-спутников от Алматы в направлении Капшагая с рабочим названием G4 City заказали у южнокорейской компании. В планах все выглядело замечательно: вдоль трассы вырастут прекрасные современные города примерно на 100 тысяч человек каждый. Последний из четырех городов-спутников – Green City – должен расположиться у берегов водохранилища. Каждому городу отмерена площадь в 1400 гектаров. Тут будет все, что требуется для отдыха и комфортной жизни состоятельного гражданина, – деловые центры, комфортабельное жилье и даже яхт-клуб. На все потребуется чуть более 30 миллиардов долларов.
С тех пор прошло почти семь месяцев. И мы решили съездить и на месте посмотреть, как сегодня живет “город-спутник” Капшагай.
Город мечты
Капшагай – город мечты в самом прямом смысле.
Первые мечты о прекрасном будущем пытались воплотить в этих местах еще во времена СССР. С пуском ГЭС поселок Новоилийск, переименованный в Капчагай, должен был стать мощным промышленным центром. Список предприятий, которые тут запустили и еще собирались запустить, впечатлял: КапАЗ (Капчагайский автомобильный завод), завод фарфоровых изделий, АЗОК (Алматинский завод ограждающих конструкций), телевизионный завод, завод “Робот”, несколько предприятий поменьше.
В 1990-е мечта о Капшагае индустриальном отодвинулась не просто далеко, а очень-очень далеко. Производства остановились, стройки были заброшены, жители покидали город, враз ставший бесперспективным, бросая квартиры.
Сегодня тех, кто въезжает в Капшагай со стороны Алматы, встречает панорама бетонных коробок с пустыми глазницами на месте окон. Из многочисленных промышленных более или менее освоенными выглядят территории завода фарфоровых изделий, где разместилось несколько производств стройматериалов. Огромные корпуса бывшего завода “Робот” совершенно заброшены.
Ближе к плотине ГЭС пейзажи напоминают театр военных действий – слева от трассы на километры раскинулись останки дачного поселка. Когда-то это была зона садов и отдыха, но потом подачу воды на участки прекратили – а без полива здесь ничего не растет. Город-сад в этой безжизненной пустыне уже даже не мечта. Это мираж.
В самом городе после объявления о грандиозных планах правительства цены на квартиры выросли. Однокомнатная в “панели” теперь стоит около 30 тысяч долларов. Более того, в расчете на растущий спрос инвесторы даже возвели несколько новых домов, радующих глаз нарядными фасадами. Но потом энтузиазм застройщиков угас. До лучших времен незаконченные новостройки заботливо обнесли заборами.
– Явление это временное, – оптимистично сообщил нашему изданию первый заместитель акима города Ильяс Сугуров. – Уже в этом году буквально все будет восстановлено!
Кластером по разрухе
Понимая, что без хорошей мечты в светлое будущее жизнь не жизнь, власти даже в трудные времена старались что-то предлагать. Например, в 1999 году РГП “Казаэропроект” разработало бизнес-план нового аэропорта в 12 км севернее Капшагая, годом позже даже вбили первый колышек на месте стройки… С тех пор об этом проекте больше ничего слышно не было, но ему на смену пришли другие, более перспективные планы.
С началом строительного бума в южной столице город Капшагай начали рассматривать как центр кластера по производству стройматериалов. Сегодня из девяти имеющихся в городе промпредприятий восемь так или иначе связаны с данной сферой. К сожалению, не все компании в полной мере выполняют взятые на себя обязательства, посетовали в городском акимате. Городские чиновники пытаются повлиять на предпринимателей письмами в “компетентные инстанции”, но пока это, судя по всему, плохо помогает.
Игровая площадка
Производство стройматериалов несколько оживило совсем было замершую местную индустрию. Но в правительстве решили, что кирпичи можно делать и в других, менее достойных окрестностях Алматы. А из Капшагая было предложено в предельно сжатые сроки сделать что-то среднее между Лас-Вегасом и Ниццей. С поправкой на местную специфику, разумеется.
Распорядиться свалившимся счастьем следовало быстро и масштабно. Министерство туризма и спорта вышло на китайского миллиардера Стенли Хо, владеющего сетью казино в Макао. Пример бывшей португальской колонии, догоняющей Лас-Вегас по размерам игорного бизнеса, кружил головы. В марте прошлого года председатель Комитета индустрии Минтуризма Каирбек Ускенбаев сообщил, что китайцы готовы вложить в проект 13 миллиардов долларов.
План туристического центра заказали известному архитектору Велдону Симпсону, строившему Лас-Вегас. В подготовленной видеопрезентации проекта особенно поражало колесо обозрения, в каждой кабине которого должно быть по ресторану, и автодром для “Формулы-1” стоимостью 300 миллионов долларов. “Надо же с чего-то начинать”, – философски заметил Каирбек Ускенбаев.
Прошел год, но стройка на территории, отведенной на правом берегу Капшагая под игорно-туристическую зону с рабочим названием Жана-Иле, так и не началась.
– Мы сами удивлены – в аналогичной зоне Борового идет развитие, а у нас – нет, – сказал нам Ильяс Сугуров. Но уточнил: – Собственно к Капшагаю Жана-Иле не относится – это территория соседнего, Илийского района, а проект курирует даже не областной акимат, а Министерство туризма и спорта.
В Жана-Иле по-прежнему нет ни одного казино. Алматинские воротилы игорного бизнеса свернули дела или перевели заведения в Бишкек. Капшагайские пляжи, где нет ни зданий, ни коммуникаций, ни нормальных дорог, их не привлекают.
Электропоезда не по карману?
Дороги – это важно. Авторы программы G4 City проблему коммуникаций решили радикально: города-спутники планируется выстроить вдоль уже существующей трассы Алматы – Капшагай. По словам представителя компании – разработчика проекта, ее хотят расширить до 6 полос. В качестве дополнительной дороги западнее ее по плану будет еще одна трасса. Отопление в новых городах-спутниках, где в общей сложности планируется поселить 400 тысяч человек, будет идти от газовых котельных. Сколько на это потребуется газа и где его взять при существующем в регионе дефиците, он не знал –дескать, вопросами электроснабжения, развития транспорта и коммуникаций занимается другая компания – “УрбоСтиль”.
Директор “УрбоСтиль” Любовь Нысанбаева тоже подтвердила – основной транспортной артерией всего проекта будет Капшагайская трасса. А вот электрички, которые в России, например, для жителей пригородов крупных городов являются основным средством передвижения, у нас пускать нецелесообразно.
– Почему вы решили, что тут должны быть электропоезда? У нас не такие серьезные пассажиропотоки, а электрички – это затратная вещь, и непонятно, как они будут окупаться, – сказала нам она, приводя в качестве примера Стамбул, обходящийся электрическими трамваями.
Хотя есть и другие мнения. Без электропоездов транспортная система региона не способна развиваться, уверен начальник управления архитектуры и градостроительства Алматинской области Алик Темирбаев:
– Автомобильные дороги быстро переполнятся. Электричку надо пускать в первую очередь вдоль гор – от Жамбылского района вдоль гор до Каскелена. Это бы сильно разгрузило пригородную зону. И еще одну ветку надо обязательно пустить до Капшагая. Нас сдерживает только недостаток электроэнергии. В области и так самые высокие в стране тарифы.
Ну а вопросом, откуда возьмутся в регионе, уже сейчас испытывающем дефицит электроэнергии, достаточные мощности для реализации столь масштабного проекта, похоже, мало кто задается. Дескать, пусть об этом болит голова у правительства. Собираются же запускать Балхашскую ТЭС, Мойнакскую ГЭС, другие источники. Да и сам проект – дело даже не завтрашнего дня. Все, мол, будет расти постепенно.
Между тем вопрос достаточно болезненный. Уже этой зимой во всех южных регионах республики, включая Алматы, из-за нехватки электроэнергии прошли веерные отключения. За счет местных источников в южной столице и прилегающих районах покрывается не более 60 процентов потребностей в электричестве. Город Капшагай также на голодном пайке, так как энергия ГЭС уходит в первую очередь на обеспечение Алматы. Работы же на Мойнакской ГЭС, которая должна несколько поправить положение, выполнены только на треть, а сегодня вообще приостановлены – в бюджете нет денег.
Но если в ближайшее время новые мощности так и не появятся, вполне возможно, что города-спутники вокруг южной столицы так и останутся миражами в пустыне.