"Человеческий фактор остается всегда": как "Умный город" может прижиться в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Человеческий фактор остается всегда": как "Умный город" может прижиться в Казахстане

"Человеческий фактор остается всегда": как "Умный город" может прижиться в Казахстане

Эксперт рассказал, какие трудности могут возникнуть при внедрении "Smart city" в Казахстане.

  • 10 Января 2019
  • 997
Фото - Caravan.kz

На прошлой неделе СМИ сообщили, что город Акколь (Акмолинская область. – Прим. ред.) в скором времени станет первым в Казахстане полностью цифровым городом.

Также стоит напомнить, что во исполнение поручения главы государства, в рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан» в мае прошлого года был начат проект «Умный город». В конце 2018 года генеральный директор компании, реализующей проект, Алимжан Есетов, подвел итоги полугодовой работы на своей странице в Facebook.

Также летом прошлого года министерство информации и коммуникаций разработало «эталонный» стандарт "Smart сity", включающий в себя принципы взаимодействия регионов с центральными госорганами посредством ИТ-проектов, архитектуру взаимодействия, а также методы сбора и обработки данных правительством. Данный подход позволит внедрить востребованные продукты и технологии, решающие приоритетные задачи, создать условия для экономического и социального роста региона, сэкономить финансовые средства за счет внедрения апробированных решений, развить отечественный ИТ-рынок.

Но что представляет собою "Smart city" для простых обывателей? Какие из казахстанских городов готовы к его внедрению, а какие — нет? Столкнутся ли разработчки с какими-либо трудностями при реализации проекта? Корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил разобраться в теме «умного города» более подробно, в чем ему помог эксперт в области современных технологий и директор "Setek Technology" Алексей НОВОХАЦКИЙ.

— «Умный город» не какая-то программа и набор устройств. Прежде всего это концепция. Для понимания можно представить некую экосистему (или виртуальный мир), где человек, различные устройства и информационные системы взаимодействуют друг с другом на одном понятном языке, — отметил наш спикер в начале беседы. – Для жизни в таком виртуальном мире горожанину не требуется каких-то специальных знаний или навыков. Любой горожанин может получить или передать какую-то информацию, необходимую в определенный момент времени, просто используя свой смартфон. В большинстве случаев взаимодействие с системами умного города может происходить и вовсе незаметно для самого горожанина.

Как правило, «Умный город» может включать в себя множество компонентов и подсистем. От светофоров, самостоятельно регулирующих транспортные потоки, до взаимодействия отдельно взятого гражданина и государственных органов.

Иными словами, концепция "Умного города" нацелена на улучшение взаимодействия между людьми и информационными системами. Целью внедрения всех «умных» технологий всегда является оптимизация расходов, экономия времени, повышение безопасности и улучшение жизни горожан.

Отличный пример внедрения концепции «Умного города» — это приложение "CityBus", с помощью которого каждый житель может распланировать время выхода к остановке, узнать примерное время ожидания автобуса. Сейчас некоторые остановки уже оснащаются системами, которые позволяют оценить время ожидания без использования смартфона. В то же время управляющие автопарками могут контролировать соблюдение графика движения, а акимат может контролировать количество автобусов на линии.

— Наиболее готовыми к реализации "Smart city" городами являются Астана, Алматы и Шымкент. А в каких регионах или конкретных городах проект точно не приживется? И почему?

— Я не совсем согласен, что именно эти города наиболее готовы к реализации проекта. Скорее можно сформулировать так, что именно в этих городах уже назрела необходимость внедрения различных систем, которые входят в концепцию "Smart сity". Необходимость назрела ввиду большого количества населения и невозможности эффективного управления городскими процессами без помощи автоматизированных систем.

А вообще для внедрения различных компонентов "Умного города" не обязательно, чтобы сам город был большим. На самом деле чем город меньше, тем легче проходит внедрение и дальнейшее расширение информационных систем. Ключевое требование к городу, в котором планируется внедрение компонентов "Умного города", – наличие высококачественных каналов передачи данных. Каждый гражданин города, каждый датчик, каждая информационная система должны иметь доступ к единой сети в режиме реального времени, 24 часа в сутки.

Вопрос сложности внедрения компонентов "Умного города" в первую очередь связан с ценой внедрения. Как правило, не существует каких-либо типовых решений, которые можно легко и просто переносить из одного города в другой без внесения изменений в уже существующую инфраструктуру. Не исключены стратегические ошибки или сложности в стандартизации обмена данными между различными системами.

Например, если мы посмотрим на внедрение компонентов "Smart city" в систему Алматинского водоканала, мы увидим, что затраты могут быть довольно внушительными. Условно, эта система может включать в себя механизмы автоматического реагирования на утечки или аварии на водопроводных сетях, систему взаимодействия с другими коммунальными службами для планирования масштабных ремонтных работ, связанных со вскрытием асфальта, автоматическую систему учета потребления воды и многое-многое другое. Давайте рассмотрим именно систему учета воды, так как это касается каждого владельца квартиры или офиса. В первую очередь, разрабатывается информационная система, которая будет принимать данные со всех установленных в городе счетчиков. Далее нам необходимо установить в каждой квартире счетчики с автоматической передачей данных. Данные о расходе собраны, обработаны, теперь суммы к оплате необходимо довести до потребителей, требуется взаимодействие уже с банковскими платежными системами. Давайте теперь представим внедрение такой системы на примере города-миллионника и города с населением 100 тысяч человек. Очевидно, где внедрение произойдет быстрее и с меньшими проблемами…

Внедрение масштабных и сложных систем, входящих в «Умный город», редко бывает быстрым и гладким процессом. Так, например, "АлматыЭнергоСбыт" достаточно давно начал внедрение информационной системы по сбору данных с электросчетчиков в автоматическом режиме для юридических лиц. Но, к сожалению, даже имея счетчик с передачей данных, некоторые организации вынуждены ездить в офис энергопередающей компании и сдавать данные о расходе электроэнергии раз в месяц в бумажном виде… Также в бумажном виде получают счет на оплату и передают его на оплату в бухгалтерию. Как и лет 10-20 назад. А вся сложность состоит лишь во взаимодействии между "АлматыЭнергоСбытом" и местным КСК. Человеческий фактор остается всегда.

Иными словами, само по себе наличие информационной системы и готовых к взаимодействию устройств не говорит о том, что отдельно взятый компонент «Умного города» будет работать эффективно или вообще будет работать. Залог успеха — в тщательном планировании, стандартизации, поэтапном внедрении и четком понимании конечных результатов и требуемых ресурсов, задействованных в проекте. Если на одном из этапов возникает проблема, весь проект может просто провалиться. А цена ошибки может быть сопоставима с реализацией проекта с нуля. Я думаю, многие автовладельцы помнят внедрение неких «умных талонов» в дополнение к водительским правам: водители даже оплатили их получение, но в итоге проект был свернут.

— Определенная часть населения нашей страны довольно устойчива в своих привычках, и далеко не все казахстанцы в ладу с оцифрованными услугами, смарт-технологиями и прочим. Может ли этот фактор или какие-либо другие быть проблемными при внедрении "Smart city"?

— Как я говорил, «Умный город» — это концепция, которая состоит из разных информационных систем. Некоторые из них могут обходиться без непосредственного взаимодействия с горожанами, когда требуется что-то выбирать, писать, нажимать. Правильно построенная система собирает данные в автоматическом режиме и передает их людям или системам, которые на их основании принимают какие-то решения. Да, кто-то из жителей может отказаться от пользования этим, но в целом на всю систему это не влияет. Просто какой-то отдельно взятый житель не экономит свои деньги и время или же не получает полезной информации, которую он мог бы использовать при грамотном использовании смартфона, Интернета и т.д.

Проблема, которая может возникать при внедрении различных компонентов «Умного города», прежде всего связана с постановкой технических заданий, проверкой правильности реализации, ну и, как всегда, с правильной эксплуатацией людьми, которые отвечают за работу системы.

В качестве примера давайте вернемся к популярному приложению "CityBus". Казалось бы, система работает отлично и уже давно, недоработок там быть не должно. Но тем не менее я не раз слышал о случаях, когда подъехавший автобус не был виден в системе. График движения маршрутов, несмотря на пожелания множества пользователей, так и не реализован. Я уверен, что это проблема взаимодействия автобусных парков и разработчиков приложения. Мало того, в зимнее время интервалы между автобусами увеличиваются. А это говорит уже о том, что акимат не наказывает владельцев автобусных парков за несоблюдение графика движения, то есть инструмент контроля не используется, вследствие чего интересы горожан страдают.

— Также особо интересен вопрос безопасности в «Умном городе». Каким образом это будет функционировать и насколько изменится качество защищенности населения и различных объектов?

— Мы уже видим результаты работы системы камер "Сергек". По мере расширения системы мы увидим снижение аварийности и повышение культуры вождения. Мало того, это один из немногих самоокупаемых компонентов системы «Умный город».

В дальнейшем нас ждет увеличение количества уличных камер для слежения за правопорядком. Через какое-то время может произойти внедрение системы автоматического распознавания лиц. Преступники, находящиеся в розыске, будут обнаружены сразу после попадания в радиус действия камеры, а к ним будет направлен ближайший патруль полиции.

Также может быть внедрена система автоматического реагирования на нарушение правопорядка. Когда происходит, допустим, выстрел, система может автоматически рассчитать примерное место, где был произведен выстрел, и направить туда сотрудников полиции.

Возможно внедрение еще каких-то информационно-технических средств. Но я хочу подчеркнуть, что все это — различные компоненты "Умного города". Их набор может быть абсолютно разным, и внедрение может происходить в различном порядке. "Smart city" – это не единое решение для всех городов. Это набор различных компонентов, которые работают на улучшение качества нашей с вами жизни.

Успешное внедрение каждого компонента «Умного города» в конечном итоге либо экономит наше время, наши деньги, либо каким-то иным образом будет упрощать нашу жизнь, повышать комфорт, делать ее безопасней, — резюмировал НОВОХАЦКИЙ.