Разве не глубоко символично: “мировой коммунизм” ХХ века сдает последние форпосты, уходят немногие оставшиеся лидеры старой формации, и именно в это время США и Европой благословлен косовский прецедент, ставящий окончательную жирную точку на опыте социализма по насаждению “интернационального братства и единства” совместно проживающих народов? С дружбой и братством в ХХI веке вообще напряженка. И дело не только во взрывоопасном наследии социализма. Мир, теперь уже “однополярный” и глобальный, сам несется семимильными шагами к пропасти кровавого террора и насилия, взросшего на почве цивилизационных и религиозно-этнических противоречий.
Казахстан не признал независимость Косово. Об этом заявлено устами спецпредставителя МИД, и аргументировано как-то “многовекторно”. Но суть и реальный смысл один: Казахстан присоединился к позиции своих великих соседей-партнеров России и Китая, противостоящих балканской политике США и большинства стран Евросоюза. Такая позиция на самом деле совершенно обоснована. Но не столько международно-правовыми нормами и документами, на которые мировой гегемон и его союзники просто наплевали. Скорее – разумной миросберегающей логикой нашего лидера о недопущении крайне опасной цепной реакции во множестве регионов планеты, чреватой непредсказуемыми последствиями. (Особенно, учитывая уже известную истории способность Балкан стать горючим запалом для развязывания глобальных военных конфликтов.)
В этой весьма непростой ситуации нам, в общем-то не испытывающим сегодня собственных проблем сепаратизма, все-таки проще, чем России, пребывающей в позиции “между молотом и наковальней”. С одной стороны, абсолютная поддержка братской Сербии и безусловное осуждение косовско-албанской самостийности совершенно понятны и логичны в контексте задач по укреплению своего международного влияния и собственных национально-федеративных реалий и проблем. С другой же – этому сильно противоречит фактическая поддержка сепаратистcко-пророссийских устремлений как минимум Абхазии и Южной Осетии, воспринявших так называемый Западом “особенный” косовский прецедент как конкретное общее руководство к действию.
Мир, его экономическое и политическое состояние и развитие – это огромная мозаика, многообразная, разноцветная, но выложенная на единой и неделимой основе. А потому для суверенного Казахстана, громко заявляющего о себе в качестве активного игрока в мировой политике, важны не только цены на нефть, но все, что происходит в различных уголках планеты: что будет с Венесуэлой после ухода честно проигравшего демократический референдум о продлении своих президентских полномочий “диктатора” Уго Чавеса, как развивается демократия в парламентской Монголии, каково самочувствие нынешнего госсекретаря США Кондолизы Райс и будет ли она участвовать в последующих президентских выборах…
Но и всему миру совершенно небезразлично, каков Казахстан сегодня, куда движется и каким станет завтра. Очень хорошо, что мы сами “назвались груздем”. Предстоящее председательство в ОБСЕ вводит нас в состояние, если это применить к стране, экзистенциального выбора, своего рода “пограничную ситуацию”, результат которой определит все наше существование. В этих стимулирующих обстоятельствах необходимы дальнейшие либеральные экономические и политические реформы. И нет сомнения, что руководство страны сделает свой правильный свободный выбор, который выведет Казахстан в число развитых стран.
Жанай ОМАРОВ