Напомним, в ночь на 29 декабря в Алматы на перекрестке проспектов Абая и Сейфуллина столкнулись две машины. Предполагаемый виновник с места аварии скрылся. В результате ДТП погибли три человека, в том числе казахстанская актриса Шолпан Елгезекова.
Также стало известно, что водитель автомобиля марки Gelandewagen находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения.
Свое мнение корреспонденту Caravan.kz о данном трагическом происшествии высказал правозащитник Евгений Жовтис.
— Правомерно ли то, что данные виновника ДТП до сих пор скрыты, а персональные данные погибших обнародованы?
— По существу, до момента вынесения приговора человек пока не виновен, даже если уже есть информация, что конкретно он совершил преступление, но по юридическим правилам еще он невиновен. Для этого нужно очень четко установить конкретную вину.
Сам факт, что в результате какого-то ДТП погибли люди, не означает бесспорной вины конкретного человека. Для того чтобы человека признать виновным, необходимо установить, что он нарушил какие-то правила дорожного движения, совершил это нарушение
Прежде всего, необходимо установить виновность данного подозреваемого лица.
Второе, то, что объект скрылся с места происшествия, — это уголовное преступление. Проехал на красный свет, а это явилось причиной ДТП — это уголовное преступление. Пока в законную силу приговор не вступил, он является невиновным, хотя для нас очевидно, что этот человек нарушил закон.
Данное лицо общество может называть обвиняемым, раз власти его обвиняют в совершении ДТП, на данном этапе он обвиняемый, но еще не виновный.
То, что скрываются его персональные данные… Хочу подчеркнуть, что правоохранительные органы не обязаны раскрывать эту информацию.
Если судебный процесс будет открытый, тогда все данные будут обнародованы. То же самое касается и потерпевшей стороны, не обязательно раскрывать имена и фамилии.
То, что не раскрываются персональные данные, может быть сделано с целью, чтобы не будоражить общественное мнение или чтобы не было самосуда и прочего.
Обнародование персональных данных — это некий способ профилактики для общества.
— Виновным в этом ДТП со смертельным исходом светит срок от 5 до 10 лет (УК РК). Не маловато ли?
— Срок лишения свободы — это не так важно, как важно отсутствие наказания. Важно другое: если мы будем продолжать жить в системе тотальной коррупции, если нарушивший закон, причем как водитель, так и пешеход, будет уходить от ответственности путем взяток, то и дальше будут происходить подобные трагические случаи со смертельным исходом. Это просто гарантия.
— Как избежать случаев, когда к ответственности привлекают невиновных?
— А здесь играет интерес тех, кто должен привлекаться к ответственности.
Чтобы этого избежать, нужно перестать сажать невиновных. Потому что несправедливо осужденный человек, естественно, озлоблен. И, естественно, впоследствии он станет радикально настроенным по отношению к обществу, потому что он не нашел справедливости.
Нужно четко себе представлять разницу между убийством и нарушением правил дорожного движения, повлекшим за собой смерть. Водитель не собирался никого убивать, он нарушил ПДД. Поэтому это и называется преступлением по неосторожности, какие бы тяжкие последствия оно за собой ни влекло.
Пятью годами никто не отделывается при таком количестве погибших, обычно в таких случаях виновный получает 8-10 лет тюрьмы.
Когда исправительная система кого-то наказывает, она преследует две цели: первая – это профилактика, чтобы не допускать преступлений подобного рода, а вторая цель – это наказание.
Само по себе лишение свободы — уже достаточно жесткое наказание. В нашей стране совершенно несопоставимые наказания за те или иные нарушения закона, например, могут дать 14 лет за финансовые махинации. Поэтому взвешивать все это достаточно сложно, малый это срок или достаточный. Вопрос очень сложный, что является адекватной или соразмерной мерой наказания, 8 или 10 лет достаточно вполне.
Проблема безнаказанности на порядок важнее, чем вопрос меры наказания. Это и должно быть гарантией, что никто не останется безнаказанным, в том числе и по самым минимальным нарушениям, например, не там перешел улицу и так далее.