Магикус экстремус
Дворец культуры в Усть-Каменогорске, репетиция главной елки области – беготня, суета, музыка из динамиков… Мы встречаемся с Романом в паузе между его выходами на сцену. Он в джемпере, джинсах, обменивается с кем-то сообщениями на смартфоне. Вот уж действительно диалектика жизни: персонаж из старины, а пользуется гаджетами.
Едва звучит команда: “Ваш выход!” – все меняется. В зале раздается бас Мороза, и как по волшебству возникает атмосфера сказки.
– Все дети знают: с появлением Деда Мороза дарят подарки, – говорит Роман. – Это и просто, и волшебно, и остается с тобой на всю жизнь. Один вид сказочных костюмов создает настроение. Даже взрослые, казалось бы, прекрасно понимают, что перед ними артисты. И все равно загадывают желания, ждут, что они сбудутся. В этом необъяснимая магия. Самое забавное – ребятишки ближе к подростковому возрасту при виде Мороза заявляют: “Я знаю, он ненастоящий”. И тут же норовят дернуть за бороду. В такие минуты я пускаю в ход все актерское мастерство, потому что важно, чтобы ребенок не остался без сказки.
Для актеров новогодние праздники – самая жаркая пора. Утренники, представления идут чередой, только успевай. Именно в это время происходит масса комичных историй. Роман вспоминает, как на одном представлении присел на табуреточку, пока малыши читали стихи. А когда поднялся, чтобы вести хоровод, шуба за нее зацепилась.
Ничего не подозревая, он прошел несколько кругов, удивляясь, почему детишки заглядывают за спину, а взрослые покатываются. Только когда родители вволю потешились, табуретку отцепили.
А однажды пришлось отвоевывать Снегурку. Подгулявшая компания весело обстреляла внучку снежками. Сбили кокошник, залепили снегом косу… Внученька пошла в ответную атаку, и отбить ее удалось, только пустив в ход волшебный посох.
– Все дети милые, особенно когда рассказывают свои желания на ушко, – говорит Роман. – Иногда бывают очень трогательные просьбы: чтобы родители не ссорились или чтобы папа приехал домой встретить Новый год… Один мальчик все время заявлял: “Да ты ненастоящий!..”. Потом ухватил за бороду и стал дергать. Я прикусил ее и держу. Видели бы вы, как он изумился: “Настоящий!”. Глаза были такие, будто он увидел что-то по-настоящему волшебное. Другой ребенок начитался, видимо, сказок, и, пока я пытался его поздравить, все время пробовал выдернуть волосок. Выдрал. И тут же стал загадывать желание, бормоча: “Магикус экстремус…”.
Не расстанусь с Новым годом
Впервые в роли Деда Мороза Роман попробовал себя еще в студенческие годы. Работа оказалась в удовольствие, за нее еще и платили. По словам артиста, людям дорога сама теплота новогодних персонажей, причем часто взрослые лучше реагируют, чем ребятишки.
– Потому что окунаются в воспоминания, в атмосферу приключений, хорошего настроения, – говорит Роман.
Само собой, с годами меняются подарки: дети просят уже не игрушки с шоколадками, а смартфоны. И все-таки, по словам актера, важен не столько подарок, сколько настроение.
– Ты вкладываешься, затрачиваешься и тогда получаешь отдачу, – замечает Роман. – В этом крутость актерской профессии. Казалось бы, перед тобой маленькие дети, им нужно дать наставления, поучения. Но я часто говорю ребятишкам: “Слушай свое сердце, настоящие волшебники – твои родители!”.
УСТЬ‑КАМЕНОГОРСК