На пепелищах остаются жители сгоревших домов - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+18 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
На пепелищах остаются жители сгоревших домов

На пепелищах остаются жители сгоревших домов

С начала января в жилом секторе южной столицы произошло более 160 пожаров. 35 человек пострадали, 5 погибли. В Алматинской области сгорел двухэтажный дом. Несколько десятков семей остались без крова. Участь погорельцев незавидна...

  • 1 Февраля 2008
  • 1922
Фото - Caravan.kz

Печальная статистика крупных пожаров берет начало в мае прошлого года, когда сгорели три квартиры в пятиэтажке по улице Панфилова. В огне погиб один человек.

В тот же день произошел взрыв газа в четырехэтажке по улице Жарокова. Один жилец получил травмы и ожоги. Поврежденные квартиры восстановили за счет акимата.

Меньше повезло жильцам каркасно-камышитового дома по улице Осипенко. Их двухэтажка сгорела дотла 28 сентября. 94 человека, из них 36 детей и три беременные женщины, три месяца, до самого Нового года, жили в палатках.

4 октября в Жетысуском районе по улице Полежаева в трехэтажном доме произошел взрыв газа. Две квартиры разрушены, частично повреждены четыре. Три человека получили травмы и ожоги.

Специалисты Казахского научно-исследовательского института сейсмостойкого строительства обследовали дом и признали его несейсмостойким и аварийным. Жильцам разрушенных квартир предоставили гостиницу. А те, чьи квартиры пострадали частично, живут в аварийном жилье до сих пор.

– Вот уже четыре месяца у нас нет отопления, газа, а через разрушенные крышу и квартиры на втором и третьем этажах постоянно течет вода, – рассказывает хозяйка квартиры №10 Валентина Карецкая. – Две комнаты из трех вообще непригодны для жилья. Недавно отрезанные трубы лопнули, нас затопило. Мы обратились в акимат с просьбой предоставить гостиницу, но нам отказали.

Через неделю заполыхал еще один дом – по улице Ахан Серэ. В пожаре погибли два человека.

31 декабря сгорели два частных дома по улице Бальзака. Без крыши над головой остались 16 человек.

На прошлой неделе в поселке Ерменсай Карасайского района Алматинской области сгорел двухэтажный каркасно-камышитовый дом. И снова люди оказались на улице – 71 человек.

Горит и взрывается все, что неисправно

Специалисты считают, что большинство пожаров происходит из-за несоблюдения элементарных мер безопасности.

– Во время сильных морозов всегда возрастает количество пожаров, особенно в частном секторе и дачных массивах, – говорит заместитель начальника специализированной пожарной части №8 ФГУ службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ по г. Алматы Игорь Ярцев. – Печное отопление во многих домах не соответствует пожарным нормам, хозяева домов несвоевременно прочищают дымоходы, печи.

Большая проблема в старых домах, в том числе каркасно-камышитовых, – электропроводка. Мало того что она старая, так еще нагрузка на нее раз в десять превышает нормативы. Но менять проводку в старых домах никто не берется. Замыкание часто приводит к пожарам, а потушить пожар в каркасно-камышитовом доме очень сложно, горение идет внутри простенков.

Баллоны неизвестного происхождения с сжиженным газом – еще одна беда города. Для приготовления пищи их используют около 30 процентов населения южной столицы – почти весь частный сектор, а также двухэтажные дома старой постройки. Качество баллонов, которые поставляют в город мелкие фирмы, вызывает у специалистов сомнение. Алматинцы покупают баллоны с рук, поскольку стоят они дешевле. На самом деле это очень опасно, говорят в Управлении по государственному контролю в области ЧС и промышленной безопасности г. Алматы. Были случаи, когда не прошедшие проверку баллоны взрывались.

Без крова

После каждого крупного пожара в первую очередь встает вопрос о расселении людей, оставшихся без крова.

Так, жителей сгоревшего дома в поселке Ерменсай на неделю расселили в сельской школе – больше некуда. Районные и областные власти приняли решение – восстановить сгоревший дом. Как нам сообщили в комитете по ЧС Карасайского района, это дешевле, чем купить каждому погорельцу отдельную квартиру. К тому же свободного жилья в районе нет, а муниципальные квартиры в районе не строят вообще.

Пока будут вестись работы, жильцам предложили пожить у родственников. Тем, кому некуда идти, выделили деньги на аренду жилья.

По словам представителя строительной организации, уже через три месяца они планируют закончить работы. На месте сгоревшей каркасно-камышитовой двухэтажки вырастет такой же каркасный дом, только с деревянным наполнителем.

Погорельцы с улицы Осипенко тоже добились жилья. Скандал вокруг их палаточного городка продолжался три месяца. Оставшиеся без крова люди устраивали пикеты возле районного и городского акиматов, обещали перекрыть республиканскую трассу, объявить голодовку. Только накануне Нового года они согласились покинуть палатки и переехать во временное жилье, потому что городские власти пообещали им выдать квартиры в новостройке.

– Городской акимат выделил деньги на аренду жилья – из расчета проживания в арендуемом жилье с 1 декабря до середины апреля, по 300 долларов в месяц, – рассказывает заместитель акима Турксибского района Надежда Яковлева. – А в начале апреля планируется сдать дом, в котором семьи погорельцев получат одно-, двухкомнатные квартиры.

Признать погорельцем может только суд

Если акимат сдержит слово, то людям, можно сказать, повезло. Но как быть остальным? На какую помощь могут рассчитывать те, чье жилье пострадало в результате пожара или взрыва?

За комментарием мы обратились в департамент по ЧС городского акимата.

– Наши полномочия – оказать первую помощь людям: потушить пожар, обеспечить питанием, предметами первой необходимости, палатками или предоставить временное жилье, – говорит начальник департамента по ЧС акимата Алматы Бауржан Искаков. – Далее приступают к работе контрольно-исполнительные органы: пожарный надзор, прокуратура, ДВД, которые расследуют причины пожара и выявляют виновных.

В законе о жилищных отношениях сказано, что возмещать ущерб пострадавшим должны виновные. Жильцам сгоревшего дома надо будет подать в суд на виновника пожара, а суд вынесет решение, кто будет возмещать ущерб.

Если будет вынесено решение о том, что пожар произошел по независящим от вас причинам, по закону о жилищных отношениях суд должен обязать исполнительные органы обеспечить людей квартирами как социально незащищенных граждан, попавших в природную катастрофу.

И пока суд не признает погорельцев социально обделенными людьми, акимат не сможет им выделить квартиры. Иначе последуют обвинения в нецелевом использовании бюджетных средств.

Тем не менее мы каждый год пишем служебные записки в акиматы. В прошлом году в Медеуском районе у нас сгорели четыре дома, всем дали квартиры. На улице никто не остается.

– В Алматы 20 процентов жилого фонда – старые каркасно-камышитовые дома, где часто происходят пожары. Может быть, есть смысл его застраховать?

– Я занимался этим вопросом и могу заверить: такие дома не берется страховать ни одна страховая компания.

– Существует ли в бюджете города резервный фонд, предназначенный для покупки жилья пострадавшим?

– Ежегодно на ликвидацию ЧС по городу Алматы закладывается в бюджет 500 миллионов тенге. В целом на работу всех служб экстренного реагирования выделяется более двух миллиардов в год. Этих денег хватает, чтобы поддерживать город в нормальном состоянии и ликвидировать последствия подтоплений, оползней. Какого-то отдельного фонда на покупку нового жилья погорельцам у нас нет.

* * *

В четверг, когда верстался номер, в Алматы по улице Щербакова около десяти часов утра загорелся жилой восьмиквартирный дом. Из дома были эвакуированы 30 человек. По данным пресс-службы ГПС, полностью сгорели две квартиры. В тушении пожара и разбора завалов участвовали 25 человек, было задействовано семь единиц техники. Сотрудники управления дознания приступили к расследованию причин пожара.

Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ (фото)