Особой красотой он, впрочем, не отличался – прозвище получил за мастерство. Никто, кроме него, не умел столь ловко угонять авто.
Вероятно, будущую “профессию” за него определила судьба: Красавчик жил возле старейшего в Алматы автомобильного магазина “Тулпар”. Мальчишкой ходил туда, как в музей на экскурсию, и прекрасно разбирался в автодеталях, ценах на них и потребностях автолюбителей.
В 1994 году Красавчик, тогда 22-летний студент одного из алматинских технических вузов, стал членом преступной группировки, возглавляемой 30-летним авторитетом, известным в полицейских и криминальных кругах как Мурат Бешеный. И вскоре попал в поле зрения алматинских оперов: однажды его задержали за незаконное хранение газового пистолета “Байкал”, переделанного для стрельбы боевыми патронами.
В те годы иномарок в Алматы было еще очень мало, подельники Красавчика угоняли в основном советские автомобили – “Москвичи”, “Жигули” и “Волги”. К тому времени, когда в Казахстан начали в большом количестве ввозить подержанные “Мазды”, “Тойоты”, “Ауди” и “Мерседесы”, Красавчик уже набрал необходимый опыт и стал профессионалом высокого класса.
Криминальные таланты
Роли в группе были распределены таким образом, что каждый занимался своим делом. Одни, шатаясь по городу, присматривали подходящие машины. Получив полную информацию о том, где именно стоит тот или иной заманчивый экземпляр, коллеги отправлялись на дело, вооружившись… обычной пневматической винтовкой. Нет, не для того, чтобы напугать владельца, – просто играли на нервах.
Заняв позицию в 10–15 метрах от интересующей их машины где-нибудь в укромном месте (чаще всего в ближайшем подъезде или за мусорными баками), “охотники” стреляли по колесам. На удар свинцовой пульки сразу же срабатывала сигнализация. К истошно воющей машине подбегал встревоженный владелец, но, осмотрев свое авто, не находил ничего подозрительного.
Как правило, хозяину машины надоедало выскакивать из дома или офиса после нескольких выстрелов и он, считая, что сигнализация просто “глючит”, отключал ее. Этого от него и добивались угонщики. Оперативно забравшись в машину, они заводили ее при помощи универсального ключа и уезжали.
Кстати, учеба в техническом вузе тоже помогла Красавчику стать высококлассным угонщиком-профессионалом: именно на занятиях прилежный студент сообразил, как быстрее всего отключить автомобильную сигнализацию, и даже изобрел для этой цели сложный электронный прибор – “глушилку”. Когда он с помощью своего изобретения без особого труда стал блокировать автосигнализации самых солидных фирм, пневматическое ружье получило отставку.
Угнали “мерседес” премьер-министра…
Летом 1996 года пристрастие Красавчика к солидным авто чуть было не стало причиной дипломатического конфликта.
Вместе со своими подельниками он отправился “в командировку” в столицу Республики Узбекистан – Ташкент. И там целью Красавчика стал “шестисотый” “Мерседес”, принадлежащий… премьер-министру Узбекистана.
Все прошло как по маслу: “Мерседес” увели чуть ли не от самых ворот резиденции. Похищенный автомобиль оперативно переправили в Алматы, а сами принялись за другие машины.
Но узбекским милиционерам, поднявшим по тревоге всю свою агентуру, все-таки удалось задержать почти всех членов международной преступной группировки – 18 человек. Половина из них была гражданами Республики Узбекистан. Стремясь выяснить местонахождение “Мерседеса” своего премьер-министра, узбекские милиционеры довольно жестко допрашивали их. Но даже это не принесло результата – задержанные просто не знали, куда “коллеги” переправили авто.
Тогда узбекские милиционеры обратились к сотрудникам уголовного розыска ГУВД Алматы. И те нашли угнанный автомобиль в самом центре южной столицы.
Правда, для этого им пришлось принять нетрадиционные меры: у одного алматинского авторитета изъяли сразу три его “Мерседеса”. Якобы эти машины числились в угоне. Оперативники обещали вернуть машины, но взамен потребовали, чтобы авторитет нашел “Мерседес” узбекского премьер-министра. И тот не только нашел машину, но и высказал Бешеному свое крайнее неудовольствие.
Получив похищенную машину обратно, узбекские следователи передали дело в Ташкентский городской суд. Все участники группы получили от 12 до 20 лет лишения свободы, на долю Красавчика выпало 18 лет.
В качестве благодарности за помощь узбекские милиционеры вернули казахстанским коллегам 20 машин, похищенных людьми Красавчика в Алматы и доставленных для продажи в Узбекистан.
… И Розы Рымбаевой
После осуждения Красавчика количество автомобильных угонов в южной столице и других регионах страны значительно снизилось.
Еще бы, ведь самый известный казахстанский угонщик имел обширные связи с уголовным миром Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Москвы, Минска, Екатеринбурга, Смоленска, Каунаса, Вильнюса, Таллина, а также Польши.
Туда он отправлял похищенные машины, а без его личных контактов дело алматинских угонщиков почти заглохло, ведь главное – не просто угнать авто, а выгодно сбыть его, да так, чтобы не нашли.
Однако через 4 года правительство Узбекистана объявило об амнистии для иностранных граждан. Красавчик вернулся в Алматы в 2000 году и принялся за старое.
Новый друг лучше старых двух?
Любопытно, но он не стал привлекать к своему бизнесу старых друзей, а сколотил новую ОПГ. Ее членами стали ранее не судимые молодые люди.
И владельцы “Гелендвагенов”, “Лэндкрузеров”, “Лексусов” лишились сна. Без угонов не проходило ни дня. Авто посолиднее и подороже подельники Красавчика перегоняли в Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан или Россию, а остальные разбирали на запчасти в гаражах, арендуемых на окраине города, а потом продавали на автомобильном рынке. Такая участь постигла и “Мерседес-Е-280” известной казахстанской певицы Розы Рымбаевой.
Его угнали в полночь 2 февраля 2000 года. Найти машину так и не удалось, угонщики успели разобрать машину на запчасти. Это преступление стало последней каплей, сотрудники ГУВД активизировались и через 20 дней Красавчика задержали. После того, как ему вменили соучастие в похищении 5 машин, его осудили на 6,5 лет. Красавчик отбывал наказание в учреждении ЛА 155/14, расположенном в поселке Заречный Алматинской области.
На свободе прожил недолго
По словам сотрудников учреждения, Красавчик пользовался среди других осужденных большим авторитетом. Представители криминалитета даже предложили ему стать положенцем – смотрящим за зоной. То есть наблюдать за порядком в колонии и улаживать споры между самими осужденными, а также между заключенными и администрацией. В криминальной среде статус положенца предшествует званию вора в законе.
Красавчику намекнули, что если он согласится, то коронование не за горами. Но он отказался.
В 2004 году Красавчик был условно-досрочно освобожден из колонии. Оказавшись на свободе, он решил покончить с прошлым и, как многие из криминальных авторитетов в те времена, заняться легальным бизнесом.
Но этим планам не суждено было сбыться: вскоре он был убит.
Причиной стал конфликт с членом другой преступной группировки, который, подкараулив Красавчика возле кафе на горе Коктобе, ударил его ножом…
Ходили слухи, что причина убийства Красавчика кроется в его отказе от звания положенца и попытке покончить с преступным прошлым.
Однако сотрудники полиции считают, что он погиб в результате обычной ссоры на бытовой почве.
* * *
Три кита казахстанского криминалитета
В настоящее время в Казахстане три вора в законе.
Самый старший из них – 50-летний Леха Маймыш – сейчас отбывает очередной срок в колонии особого режима в городе Кокшетау.
48-летний Дато хотя и считается казахстанским вором в законе, предпочитает проживать в Москве.
А вот где находится третий, 43-летний Серик Голова, не знает никто. По месту своей прописки – поселок Фабричный Алматинской области, он не появляется с апреля прошлого года.
Официально Серик Голова находится в межгосударственном розыске, и у сотрудников полиции имеется к нему множество вопросов…
Константин КАХОВСКИЙ