Не все то золото, что блестит - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+14 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не все то золото, что блестит

Не все то золото, что блестит

Покупая ювелирное украшение, на пробу смотрят редко, больше – на ценник. О качестве ювелирных изделий начинаешь задумываться, когда всерьез решаешь сделать вложение в этот вид “капитала”.

  • 18 Января 2008
  • 3758
Фото - Caravan.kz

На первый взгляд, идея вкладывать свободные деньги в золото кажется заманчивой. В отличие от недвижимости, цены на которую могут как стремительно взмыть вверх, так и молниеносно рухнуть вниз, или банковских вкладов, которые, как выяснилось, не защищены от инфляции, драгоценные металлы стабильно дорожают. Но на рынке золота подстерегает другая опасность – отсутствие гарантий. Уверены ли вы, что золота в вашем колечке именно столько, сколько указано?

Пробы ставить негде?

У нас в стране, производящей в год около 10 тонн золота и 700 тонн серебра, практически отсутствует собственное производство. В Национальной ассоциации ювелиров Казахстана нам назвали пять-шесть фирм, которые работают по заказам уже существующей клиентской базы. Еще есть около 70 частных производителей.

Зато в магазинах и на рынках – сотни килограммов дешевого золота, за качество которого никто не поручится.

– Раньше существовала пробирная инспекция, – рассказывает Валерий Хван, исполнительный директор Национальной ассоциации ювелиров Казахстана. – Существует орган госнадзора при Министерстве торговли и индустрии и сейчас, но средств на его работу практически не выделяется. По правилам, чтобы проверить то или иное изделие, необходимо его закупить у продавца, а на это денег нет.

По словам некоторых ювелиров, 90 процентов золотого рынка – изделия киргизского, таиландского, китайского или турецкого производства. В них содержание драгоценного металла часто на поверку оказывается намного меньше, чем указано в пробе. Хотя в Пробирной палате, созданной специально для защиты внутреннего потребителя, такое утверждение считают сомнительным.

– Чтобы так говорить, мы должны точно знать, откуда изделие, где оно произведено.

Качество изделия определяется не его происхождением, а чистотой, то есть соответствием указанного содержания драгоценного металла: если указана 750-я проба, значит, и золота в нем должно быть 75 процентов, не меньше, – говорит директор Пробирной палаты Казахстана Оразбек Бекбасов.

Продажа и оборот ювелирных изделий регулируются лишь постановлением правительства № 367 от 20 апреля 2005 года, обязывающим всех продавцов “ювелирки” осуществлять повторную сертификацию и апробацию изделий, и перечнем стандартов – СТ РК №967-93. О том, что изделие прошло проверку, должно свидетельствовать казахстанское клеймо – знак с головой барса.

Но на деле соблюдать тонкости законодательства стараются крупные магазины, заводы или компании, которые хотят утвердиться на рынке надолго и всерьез. Они покупают сертификаты сразу на партию или на производство. Мелкие и средние продавцы стараются избегать апробации каждого изделия, покупая сертификат лишь на небольшую партию, а затем реализуя под его прикрытием “левый” товар.

Хороший товар клеймом не испортишь

Проводить рейды по магазинам, чтобы осуществлять контроль за надлежащим сертифицированием и пробированием, у Пробирной палаты нет полномочий. Вот и получается, что проходит освидетельствование лишь небольшая часть изделий, попадающих на рынок. Например, в 2007 году через Пробирную палату прошло 399 600 изделий. Это лишь десятая часть того, что продается в стране!

Около 90 процентов всего рынка идет к потребителю, минуя контролирующий орган.

Даже крупные магазины и фирмы, торгующие ювелирными изделиями из драгоценных металлов, предпочитают не портить дорогие изделия казахстанским клеймом. А уж мелким торговцам и вовсе не выгодно пробы ставить, хотя новое клеймо на одно изделие обойдется всего в каких-нибудь 100 тенге.

– Были случаи, когда к нам обращались люди, купившие на базаре дорогие золотые часы якобы из Объединенных Арабских Эмиратов, – рассказывает заведующая лабораторией Пробирной палаты Елена Зубкова. – Но проверка показала, что либо содержание золота не соответствует указанной маркировке, либо это и не золото вовсе, а сплав недрагоценных металлов.

По мнению директора Пробирной палаты Оразбека Бекбасова, положение мог бы исправить закон, ужесточающий наказание за реализацию ювелирных изделий без соответствующего клейма и сертификата страны, где изделия из драгоценных металлов продаются. Ну а пока потребителю остается только надеяться на честность продавца. И думать об ином способе сохранения свободных средств.

Только цифры

В 2007 году в Казахстане больше всего изделий на проверку в Пробирную палату поступило из южных областей республики (Южно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская) – 214 тысяч изделий.

На втором месте по количеству сдаваемых на проверку изделий – Акмолинская и Карагандинская область – 119 тысяч изделий.

Средние показатели – на западе (Атырауская, Западно-Казахстанская области) –

26 тысяч и на востоке (Восточно-Казахстанская, Павлодарская области) – 34 тысячи.

Меньше всего беспокоятся о качестве покупаемого золота и серебра на севере (в Северо-Казахстанской и Костанайской областях) – всего 4,5 тысячи изделий.

Жанар КАНАФИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)