Какой он, самый обычный день в больнице, и как его переживают врачи, санитары, медсестры и их пациенты?
Уже два года, как городская клиническая больница № 4 перешла на новый формат обслуживания: пациентоориентированность, цифровые технологии и работу мультидисциплинарных бригад.
Главные новшества клиники сконцентрированы в приемном покое, который теперь называют “emergency room” – “отделение неотложной помощи”.
Расположено оно в огромном зале на первом этаже “четверки” и обычно напоминает несмолкающий улей. За сутки через это отделение проходит от 200 до 250 человек. Но если раньше поступающим в клинику пациентам приходилось долго ждать своей очереди на прием, а потом перемещаться для обследования и лечения по кабинетам, то теперь больных со “скорой” сами врачи встречают в большом зале, разделенном на сектора занавесами. Получается этакий мобильный и доступный госпиталь.
– Это и есть “emergency room”, – комментирует происходящее заведующий приемным отделением Руслан МАХМУДОВ. – Здесь идет первичный осмотр и сортировка пациентов, проводятся обследования и анализы. Сейчас все кабинки заняты. У больных взяли анализы, ждем результатов. Затем будем решать, какую тактику лечения применить. Либо отправляем на госпитализацию, либо на амбулаторное лечение.
– С чем поступили?
– Одна пациентка поступила с жалобами на боли в животе. Мы применили препараты, подавляющие мышечный спазм, провели обследования. Она идет на амбулаторное лечение. Ее заберут родственники. Двое больных терапевтического направления с гипертонией и один травматологический пациент. Он поскользнулся возле дома, подвернул ногу, повредил связки. Мы сделали рентген-снимки, провели анализы, будем подавать на оперативное лечение.
В отдельный отсек поступила пациентка с инсультом. Ей провели компьютерную томографию головного мозга. Аппараты КТ и МРТ здесь же, в 15 метрах. А аппарат УЗИ подвезли прямо к кушетке, сейчас проверяют проходимость сосудов головы и шеи. Эта пациентка будет госпитализирована в реанимацию по красной, самой тревожной линии.
– А на каталке куда повезли другого пациента? Видео приставаний инвалида к медсестрам в больнице Алматы обнародовали врачи
– Это из городского центра адаптации поступил больной. Человек без определенного места жительства. У него инфицированная рана голени. Просто там, в центре для бездомных, нет такого специалиста, поэтому доставили к нам, сейчас сделают перевязку и отправят обратно.
Тяжелый легкий день
– За этот час, что мы здесь находимся, сколько уже людей прошло?
– Обычно за час работы принимаем человек 20–30. До 50 процентов от общего числа поступающих – пациенты травматологического профиля. С ушибами, переломами, резаными ранами после драк, ранами от побоев, бывают и после суицидальных попыток. И так на оперативное лечение ежедневно поступает человек 5–6, которых оперируем в экстренном порядке. Когда гололед, увеличивается число ДТП. Таких больных, пострадавших в автоавариях, за сутки бывает 10–12.
– А сегодня у вас выдался обычный или тяжелый день? – интересуюсь у дежурного ответственного врача Улана АЛМАТАЕВА, который в течение этих суток курирует всю клинику.
– Скорее обычный, – говорит доктор. – Есть пациенты в тяжелом, но не критическом состоянии. В критическом – это когда привозят с желудочно-кишечными кровотечениями, ножевыми ранениями…
– И когда последний раз такие были?
– Вчера ночью в предыдущую смену поступил молодой пациент, 1987 года рождения. Выпивали с другом в кафе, поссорились между собой, подрались, устроили поножовщину. Одного из парней привезли в больницу в крайне тяжелом состоянии, он потерял очень много крови. Было ножевое ранение брюшной полости, множественные раны тонкой кишки, брыжейки. В итоге он скончался от геморрагического шока (массивная кровопотеря). По сравнению с прошлыми годами сейчас такое бывает реже, хотя пациенты поступают в очень тяжелом состоянии.
Работая в столь напряженной обстановке, врачи “четверки” стараются сохранять спокойствие и самоконтроль при любых самых экстремальных ситуациях. Вот откровения одной из пациенток, попавшей сюда однажды после аварии.
– Меня зовут Инесса. Всем врачам спасибо огромное, они нас спасают. Раньше здесь были отдельные кабинеты и коридор. А сейчас в этом объединенном большом приемном покое удобно. Медперсонал видит всех и никого не забывает. У меня заболевание костей – остеомиелит случился после аварии. Сюда поступила экстренно, сразу прооперировали. И теперь, бывает, если продуло или переостудилась, сустав воспаляется и идет обострение, прихожу сюда на процедуры. Здесь ответственный медперсонал, всегда подойдут, объяснят, сделают все, как надо. Уже на поправку иду.
Здесь есть врач-травматолог Рафаэль Рафикович Гайсин, у него золотые руки. Если на перевязку приходишь, даже не больно делает. Мастер своего дела! И медсестры хорошие, такие как Умит Калибековна Кабылханова. Она уже 20 лет здесь работает, очень заботливая. Именно они больных выхаживают в этом костно-гнойном отделении. Всегда как будто знают, что мы сейчас на эту кнопку нажмем, сразу появляются. Здесь даже тот же рентген, кому-то если экстренно надо, уступают друг другу. Как одна большая семья теперь, уже всех врачей и медсестер знаем. Спасибо им, что так за нами ухаживают.
Отслеживаем “скорые” по GPS
– В этой новой системе приема больных с “emergency room” время пребывания пациента в приемном покое значительно сократилось. Это мы все ощутили и увидели, – рассказывает главный врач городской клинической больницы № 4 Канат ТЕЗЕКБАЕВ. – Если раньше создавалась очередь из больных, человек по 15–20 скапливалось в травмпункте, по часу-полтора ждали, то сейчас помощь мы можем оказать прямо в кабинке. Минимум времени уходит на обследование мультидисциплинарной бригадой, тут же у больного берем анализы, быстро поднимаем в стационар по профилю. Здесь же автоматически открывается его электронная история болезни. И пока пациент прибудет в стационар, врач уже обладает всей нужной информацией и быстро назначает лечение.
А если видим, что не успеваем поднять пациента в реанимацию, бригада реаниматологов, которая оказывает экстренную помощь, спускается вниз, стабилизирует его состояние в приемном покое, а потом отправляет его в отделение.
Родственники и сопровождающие у нас находятся в зале ожидания, где на мониторе видят, что происходит в приемном отделении.
Сейчас мы обучили несколько врачей, вводим специальность emergency-доктор – то есть врач приемного отделения. Такой специалист даже сам, один может выполнять роль мультидисциплинарной бригады, как реаниматолог-анестезиолог. Если нужно, и УЗИ проведет, и осмотр пациента.
– Наша больница работает 24 часа в сутки, – добавляет заместитель главного врача ГКБ № 4 Галымжан АБИЛОВ. – Более того, у нас есть сейчас возможность контролировать те “скорые”, которые работают в наших двух районах – Турксибском и Жетысуском. У нас имеется интегрированная с ними информационная система, и на специальном экране монитора через GPS мы на уровне приемного покоя можем отслеживать, сколько и каких “скорых” направляется к нам, с какими диагнозами больные, и через сколько минут каждая карета скорой прибудет. А здесь уже сформированы бригады, ждут их у входа в отделение для оказания необходимого вида помощи.
Если везут больного с инсультом, обязательно встречают невропатолог и терапевт, если травма – нейрохирург и хирург-травматолог.
В зависимости от предварительного диагноза, поставленного врачом “скорой”. И такие новые цифровые технологии нам очень помогают.
– Помните прошлогодний случай с инсультом, который произошел у одного иностранца, итальянского репортера, во время проведения здесь у нас Универсиады? – вспоминает главврач Тезекбаев. – Тогда ему резко стало плохо, он почувствовал головную боль, слабость в руке, сразу там же на мероприятиях обратился в скорую. Его вовремя довезли до нашей клиники. Он попал в так называемое терапевтическое окно, когда можно было вылечить при помощи тромболизисной терапии (восстановление кровотока в сосуде за счет растворения тромба). Наши врачи ввели ему препарат, гематома регрессировала, и он восстановился через 5 дней. Сохранилось все – речь, движение. И адекватный, в полном сознании он улетел к себе на родину. Вот что значит время и правильные действия врачей!
– Еще у нас в клинике развернут ожоговый центр на 15 коек, – продолжает рассказ коллеги Абилов. – Единственный в своем роде в южном регионе, где могут оказать высококвалифицированную помощь вплоть до пересадки кожи. Он известен в республике. Из Усть-Каменогорска привозили к нам пациентку, которая получила сильный ожог от горячего масла на кухне. Так ее близкие прочитали в Интернете, что у нашего центра очень хорошие результаты, и после того, как в своем городе ей стабилизировали состояние, своим ходом они переправили женщину к нам, чтобы продолжить лечение в “четверке”. А был у пациентки 30-процентный ожог первой, второй и третьей А и Б степеней. Это критическое состояние.
В нашем центре лечили и водителя “скорой”, на которого недавно во время вызова было нападение с газовым баллончиком. Его привезли к нам с недомоганием, жжением на лице.
Подобные химические ожоги в первый день могут быть не особо видны, а потом случается отек, закрывающий глаза. Поэтому таких пациентов мы всегда госпитализируем.
– Сейчас в Алматы в связи с ростом города и увеличением парка частного автотранспорта возросло и число ДТП, – говорит главврач ГКБ № 4. – Соответственно выросло и количество поступающих к нам в отделение политравмы. И это отделение у нас постоянно полное. Вообще, наша клиника рассчитана на 320 коек. Сегодня у нас лечатся 368 пациентов. Близятся новогодние праздники, будем стараться долечивать и выписывать плановых больных, чтобы быть готовыми к встрече пострадавших от петард, гололеда и обморожений.
АЛМАТЫ