Реквием по сказке - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Реквием по сказке

Реквием по сказке

Фильм: “Ирония судьбы. Продолжение”.

  • 28 Декабря 2007
  • 1326
Фото - Caravan.kz

Режиссер: Тимур Бекмамбетов

В ролях: Елизавета Боярская, Константин Хабенский, Сергей Безруков, Барбара Брыльска, Андрей Мягков, Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт, Александр Белявский, Валентина Талызина, Виктор Вержбицкий, Михаил Ефремов, Евгения Добровольская, Вилле Хаапсало.

Предчувствия перед премьерой не то ремейка, не то сиквела лучшего советского (а может, и не только советского) новогоднего фильма были тревожные. Помимо вполне логичного неприятия вообще каких-либо переделок и додумываний картины Эльдара Рязанова по пьесе Эмиля Брагинского, смущало многое. Например, то, что заявили об “Иронии-2” более двух лет назад, и все это время насчет “Продолжения” ходили разные слухи. То, что вариантов сценария перебрали почти с полсотни. Наконец, то, что в итоге был выбран сценарий с самым, на мой взгляд, неудачным допущением – Надя и Женя 30 лет назад расстались…

…Надя и Женя расстались, причем довольно быстро. У Нади теперь дочь от Ипполита, тоже Надя. У Жени – сын Костя, с кем рожденный – совершенно непонятно. 30 лет спустя Костя, выпив с отцовскими друзьями в бане, едва ли не в следующий миг оказывается… Правильно, по адресу: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, естественно, в Санкт-Петербурге. Как он там очутился – неведомо ни ему, ни нашедшей его Наде-младшей, ни ее жениху Ираклию. Тем более что и ключ, в отличие от папиного, к новому замку не подходит. Так что же все-таки Косте понадобилось в Питере? Ответ на этот вопрос будет дан только к финалу…

Если предчувствия были тревожные, то ощущения после просмотра остались странные и двоякие. Первое и главное: я так и не понял, зачем нужно было убивать сказку рязановского фильма? Изначально вроде бы планировалось “схлестнуть” сына Нади и Жени с дочерью Ипполита и Гали. Однако в итоге от этой идеи отказались.

Вот к сценарию-то и возникают самые большие вопросы. И даже не логического или понятийного, а морального свойства. Многим поклонникам “…С легким паром!” до сих пор несколько жаль Ипполита. Дескать, за что ж его так? Это при том, что в ленте Рязанова была, по крайней мере, своеобразная честная дуэль, которую выиграл Лукашин.

В “Продолжении” же Костя в исполнении Константина (как это часто бывает в современном российском кино, с именами героев особо не заморачивались) Хабенского НАМЕРЕННО вторгается в жизнь абсолютно незнакомых ему людей и действует исподтишка в “дуэли” (здесь уже без кавычек никак) с героем Сергея Безрукова Ираклием.

Ираклий – в принципе, единственный в фильме персонаж, чей образ зрителю понятен от и до. У остальных характеры прописаны настолько противоречиво и фрагментарно, что ровным счетом никаких чувств в их отношении не возникает.

С чувствами в картине уроженца Атырау Тимура Бекмамбетова вообще напряг. Оценка внешности, конечно, дело вкуса, но у дочери Михаила Боярского Елизаветы чересчур ведьминская внешность, дополняемая низким густым голосом. И поведение соответствующее, с условиями вроде “Если ты не приедешь в 12, то, чувствую, я буду встречать Новый год с другим”. Другой – это, разумеется, Костя. Нормально, да? Стервозненькая Галя с ее “Обойдутся!” по поводу Катанянов просто отдыхает.

Но самое главное – между героями Боярской и Хабенского нет искры. Ну вот хоть тресни, как огниво, а нету!

В том числе и потому, что весь фильм сумбурен. Когда действие переходит в пьяные пляски, схожие с “Особенностями…” или “Операцией “С Новым годом!”, сумбур смотрится еще нормально. Но в моменты, где зритель, по идее, должен понять, что же Костю и Надю привлекло друг в друге, получается винегрет.

Что же мы имеем в сухом остатке? Неплохую новогоднюю комедию с элементами мелодрамы. Неплохую, но не более того, игру актеров. Несколько смешных и очень смешных сцен, под шампанское кажущихся даже очень удачными. Но “вот и утро новогодней ночи, похмелье”, и понимаешь, что в “Продолжении” ничегошеньки-то и нет. Пусто. И чувство – как у Деда Мороза в начале фильма, скачущего на тройке по лесу под мелодию Jingle Bells (?!), а потом просыпающегося в маршрутке в бесконечной московской пробке.

Но главное – у тех, кто любит и пересматривает, и пересматривает рязановский фильм, не только отобрали, но и развенчали сказку. Ведь если разобраться, то Женя Лукашин в трактовке нынешних сценаристов просто беспринципный мачо какой-то! С колокольни “Продолжения” получается, что, намереваясь сделать предложение Гале, с которой он встречался три года, Женя, попав в Ленинград, за одну ночь охмуряет падкую на стихи учительницу русского языка Надю, “вызывает” ее в Москву, скоро по непонятным причинам с ней расстается. И почти тут же женится на третьей, неназванной женщине, живя с ней в браке недолго, но достаточно, чтобы “родить” сына. Блеск! Снимаю шляпу!

Только, извините, нет. Нет у меня шляпы. И нет первой и второй “Иронии судьбы”. Была и будет “Ирония судьбы” Эльдара Рязанова, и теперь есть ее коммерческое продолжение. А рязановский фильм, несмотря на свою сказочность, ведь очень жизненный. В нем на фоне людских драм и коллизий (история с женщиной, той самой, что “туда-сюда, туда-сюда”, история Нади, и почему она не любит “ни праздников, ни выходных”, истории Ипполита и Гали) есть вполне себе человеческая комедия чувств и положений, чем этот фильм и велик. В “Продолжении” наличествуют и комедия, и положения, и гэги, и потенциально крылатые фразы. Души нет. И чувств.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 5,9 из 10. Оценка автора – 6,5 из 10.

Интересный факт

Барбару Брыльску снова дублировали, причем имя актрисы, озвучившей польскую звезду, по непонятным причинам держится в секрете. Среди основных версий – все та же Валентина Талызина и даже Алла Пугачева. Сама Брыльска в одном из интервью заявила, что “мою Надю озвучила актриса, которая гораздо моложе меня”.

* * *

Лия Ахеджакова – единственная из до сих пор здравствующих участников рязановского фильма, кто отказался от съемок в “Продолжении”. “В отместку” ее персонажа отправили в эмиграцию в Израиль.

* * *

“Продолжение” поставило рекорд по количеству выпущенных копий (а следовательно – и по количеству сеансов): 1050. Наибольшее число, 830, предназначено для России, в Казахстан отправлено 35.

* * *

Ради сохранения стилистики рязановского фильма на роль младшей Нади якобы приглашали Милу Йовович. Однако американка украинского происхождения отказалась.

* * *

Знаменитые обои в полосочку на стенах квартиры №12 сохранили. Правда, за неимением собственно обоев такой же расцветки их нарисовали.

Дмитрий МОСТОВОЙ