На все времена
Оригинален не буду: как и многие бывшие граждане «единого и могучего», я не мыслю себе новогоднюю ночь без просмотра «Иронии судьбы». И желательно по телевидению, чувствуя, буквально физически ощущая, что тысячи людей на 1/6 части суши смотрят сейчас ту же бессмертную ленту. Да еще желательно на фильмовом канале, чтобы без беспардонной рекламы, втыкаемой в самые неподходящие моменты.
И эту сказку о не прекрасном, но принце, случайно явившемся в Ленинград, чтобы вызволить принцессу из трясины бытия, эту историю, одновременно уместившую в себе романтическую наивность и жизненную драму (в чем, наверное, и состоит секрет ее успеха), у меня никто не в силах отнять. Тем более – «Продолжение», снятое с одной простой целью: срубить с нас с вами побольше денег, для чего сказку, живущую уже более 30 лет, решили развенчать.
Да, фильм Рязанова по пьесе Эмиля Брагинского заканчивается открытым финалом с фразой «Поживем – увидим». Но кто из вас хоть когда-то сомневался, что это «увидим» – предвестник счастливого конца? Потому и смотрим из года в год один и тот же фильм, взвешиваясь на брудершафт, оценивая салат оливье и заливную рыбу и слушая великую мелодию «Снег над Ленинградом» Микаэла Таривердиева.
«Ирония судьбы, или С легким паром!»
Год: 1975. Режиссер: Эльдар Рязанов. В ролях: Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт, Георгий Бурков, Александр Белявский, Валентина Талызина, Лия Ахеджакова.
Если посмотреть вооруженным глазом…
Нет лучшего «фона» для резки фирменного салата оливье, сервировки стола и прочих предпраздничных приготовлений, чем «Карнавальная ночь».
Хотя бы потому, что эту ленту с 50-летним стажем знаешь вдоль и поперек. Именно Эльдар Рязанов стал зачинателем жанра новогоднего фильма в советском кино. Причем «Карнавальная ночь» – его режиссерский дебют. И какой дебют!
Конечно, в фильме немало проходных моментов вроде вставок полноценных эстрадных номеров или романтической линии позднего чувства библиотекарши и бухгалтера (в это время можно, не отвлекаясь, настругать картошечку или проверить, не пригорает ли мясо в духовке). Зато каждое появление свеженазначенного директора Дома культуры товарища Огурцова с его афоризмами вроде «Есть установка весело встретить Новый год» – это просто блеск! И не народно любимая пара Гурченко – Белов главные звезды фильма, а именно блистательный Игорь Ильинский. Ну и, естественно, как забыть лектора в исполнении Сергея Филиппова с трехминутным, но вечно живым выступлением на тему, что «лучше всего, конечно, пять звездочек».
«Карнавальная ночь»
Год: 1956. Режиссер: Эльдар Рязанов. В ролях: Людмила Гурченко, Юрий Белов, Игорь Ильинский, Сергей Филиппов.
Под крылом ангела
Нора Эфрон любит снимать слезливые патетические мелодрамы вроде «Неспящих в Сиэттле» или «Вам письмо». Однако в «Майкле» ее сентиментальность пришлась как нельзя кстати. История об архангеле Михаиле, вдруг спустившемся на Землю в американском захолустье, до сих пор смотрится очень и очень здорово.
Завязка сюжета близка любому журналисту: редакция журнала National Mirror, символом которого является маленькая забавная собачонка Спарки, сбилась с ног в поисках оригинальной рождественской обложки. Главный редактор в крайнем недовольстве. Но тут из штата Айова приходит письмо от старушенции, утверждающей, что у нее в доме живет… ангел.
Добывать первостатейный материал отправляется ведущий обозреватель Фрэнк Куинлан. Ангела-то он находит, но он оказывается совсем не ангельским созданием: Майкл любит ходить по дому в семейных трусах, с утра потребляет пиво и не прочь подраться…
На мой вкус, наряду с Винсентом Вега из «Криминального чтива» Майкл – лучшая роль Джона Траволты. Этот фильм нужно смотреть не из-за Херта или обворожительной Макдаэулл, а именно из-за Траволты, сыгравшего, наверное, самого необычного ангела в истории кинематографа. И одновременно – самого человечного. Ему близки наши слабости, но он остается неземным созданием, от которого млеют девушки и который способен на самые настоящие чудеса. Даже если они обойдутся дорого…
«Майкл»
Год: 1996. Режиссер: Нора Эфрон. В ролях: Джон Траволта, Уильям Херт, Энди Макдауэлл, Роберт Пасторелли, Боб Хоскинс.
И такая дребедень – каждый день!
«День сурка» – единственный в этом обзоре не новогодний фильм. И тем не менее лучший вариант для просмотра вечером 1 января сложно придумать. Может быть, потому, что хочется, чтобы Новый год длился как можно дольше, а может, оттого, что Гарольду Рэмису удалось снять на редкость цельное кино почти без изъянов.
Подробно останавливаться на сюжете этой ленты вряд ли стоит: все и так помнят, что заносчивый и высокомерный ведущий прогноза погоды Фил Коннорс, приехав в городок Панксатон, вынужден остаться там надолго, просыпаясь каждое утро в одном и том же дне. Поначалу Филу это кажется забавным, затем он впадает в депрессию, пока, наконец, не обнаруживает внутри себя совсем другого Фила Коннорса…
Львиная доля успеха «Дня сурка» принадлежит не интересному сценарию или прекрасной Энди Макдауэлл, а Биллу Мюррею. Блестящий американский актер исполнил в этом фильме свою лучшую роль. Одно только охмурение Филом героини Макдаэулл чего стоит!
«День сурка»
Год: 1993. Режиссер: Гарольд Рэмис. В ролях: Билл Мюррей, Энди Макдауэлл, Крис Эллиотт, Стивен Тоболовски, Брайан Дойл-Мюррей.
Пока часы 12 бьют!
«И уносят меня, и уносят меня в звенящую снежную даль три белых коня, три белых коня – Декабрь, Январь и Февраль!» – распевал я, как и тысячи других детей, на занятиях музыкой в детском саду и школе. И неведомо мне было тогда, что великолепный фильм, в котором поется эта задорная песенка, снят по повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и что к самому произведению кино имеет весьма отдаленное отношение. Даже название института в книге НИИЧАВО, а в фильме НУИНУ – Научный универсальный институт необыкновенных услуг.
Лучше всего этот фильм смотрится утром 1 января: замечательные актеры, замечательные музыка, песни и юмор способны вернуть к жизни кого угодно и из какого угодно состояния. Любовная история Аленушки Александры Яковлевой и ее Иванушки Александра Абдулова под козни ослепленной ревностью героини Екатерины Васильевой – Киры Шемаханской – меня и в детстве, и сейчас мало занимают. В отличие от приключений пары Ковров – Брыль (Виторган – Светин) и бесконечной одиссеи по коридорам НУИНУ гостя с юга в исполнении Семена Фарады: «Лю-ю-юд-и-и-и!!! Ау-у-у-у-у-у!!!»
«Чародеи»
Год: 1982.Режиссер: Константин Бромберг. В ролях: Александр Абдулов, Александра Яковлева, Валентин Гафт, Екатерина Васильева, Валерий Золотухин, Семен Фарада, Эммануил Виторган, Михаил Светин.
Наркоз не нужен
Поначалу я к этому фильму относился со скепсисом. Он казался нудным, надуманным, а на фоне «Особенностей национальной охоты» еще и несмешным. Раскусил я «Операцию…» несколько лет назад, когда вдруг оказалось, что и юмор у Рогожкина не натужный, и случается такое на самом деле, что знакомые врачи охотно подтвердили фразой: «Да так все в новогоднюю ночь в больницах и происходит!».
И вообще весь этот празднично-алкогольный сюрреализм легко понять. Нужно только оказаться в подходящем настроении. И вот уже и Кант с Гегелем близки, и за кулинарный рассказ персонажа Виктора Сухорокова хочется убить, ну а страдания героев Семена Стругачева или Андрея Краско, искавших женщин и вино, тем более к месту.
«Операция «С Новым годом!»
Год: 1996. Режиссер: Сергей Рогожкин. В ролях: Алексей Булдаков, Семен Стругачев, Виктор Бычков, Виктор Сухоруков, Кирилл Ульянов, Зоя Буряк, Андрей Краско, Сергей Маковецкий, Леонид Ярмольник, Вилле Хаапсало, Александр Лыков.
Ошибочка вышла
Тим Бертон после «Битлджуса», «Эдварда Рукиножницы» и «Бэтмена» уже был известным статусным режиссером, когда, наконец, получил от студии Disney согласие на воплощение своего масштабного и необычного проекта. Три (!) года ушло на то, чтобы снять «Кошмар перед Рождеством» – кукольный мультик, после успеха которого (в этом году он был с триумфом переиздан в формате 3D) Бертон смог позволить себе потратить 10 (!) лет на свой недавний шедевр «Труп невесты».
Несмотря на то что в режиссерах значится Генри Селик, «Кошмар перед Рождеством» – плоть от плоти Бертона. Это его история, его персонажи, в конце концов, его фантазия. Просто Бертон был очень занят на съемках «Бэтмен возвращается» и потому усадил в режиссерское кресло Селика.
История, как и всегда у Бертона, нетривиальная. В городе Хэллоуина весь год проходит в подготовке к страшному празднику. В конце концов королю тыквенных голов Джеку Скелетону это надоедает и он отправляется куда глаза глядят, случайно попадая в город Рождества. Джек вдохновлен увиденным и одновременно обескуражен тем, что где-то есть другой, красочный и радостный мир. И он решает, что Рождество по-хэллоуински тоже имеет право на жизнь. С соответствующим Санта-Клаусом, оленями и подарками. Но понравится ли людям ТАКОЕ Рождество?
«Кошмар перед Рождеством»
Год: 1993. Режиссер: Генри Селик. Персонажей озвучили: Дэнни Эльфман, Крис Сэрандон, Кэтрин О’Хара.
Взяли на испуг
В начале 1990-х, когда на ТВ была эра вседозволенности и гундосых переводов, «Рождественскую историю» показывали очень часто.
Сейчас же вы вряд ли найдете ее в телепрограмме. Лицензионного DVD тоже нет. Жаль, потому что это один из лучших представителей жанра, снятый Ричардом Доннером – автором «Супермена», «Смертельного оружия» и других замечательных фильмов.
Фактически «Рождественская история» – современная вариация на классическую диккенсовскую тему Скруджа. Для продюсера влиятельного телеканала Фрэнка Кросса нет ничего важнее рейтингов и прибылей. Он давно забыл о друзьях, родственниках и любимой. Но однажды Фрэнку являются три призрака Рождества – Прошлого, Настоящего и Будущего – и предлагают посмотреть на свою жизнь со стороны. Ведь когда-то Фрэнк был совсем другим…
Разумеется, к финалу грозный продюсер-сатрап подобреет. Правда, для этого ему придется пережить много страшного, жуткого и… смешного. Одна из лучших ролей Билла Мюррея, мастерски «пережившего» все метаморфозы Фрэнка Кросса. Фильм примечателен еще и тем, что в нем снялись все четверо братьев Мюррей: Билл сыграл Фрэнка, Брайан-Дойл – его отца, Джон – брата Фрэнка, а Джоэл – одного из гостей на вечеринке.
«Рождественская история»
Год: 1988. Режиссер: Ричард Доннер. В ролях: Билл Мюррей, Карен Аллен, Джон Форсайт, Эльфр Вудард, Роберт Митчум.
Любовные истории
Ричард Кертис долгое время писал сценарии для самых разнообразных английских комедий: популярных сериалов «Черная гадюка» и «Мистер Бин», фильмов «Четыре свадьбы и одни похороны», «Ноттинг Хилл», «Дневник Бриджет Джонс». Наконец, «работать на дядю» ему, видимо, надоело, и он сам снял кино по собственному сценарию. Кертису удалось невероятное: он сходу создал лучший, на мой (и не только) взгляд, романтический фильм 2000-х. Фильм, который можно пересматривать сколько угодно раз, потому что там есть главное – любовь, юмор и праздничное настроение.
Пересказать сюжет «Реальной любви» невозможно – это набор очень разных историй, причудливо переплетенных между собой. Они сняты очень смешно и трогательно, и отнюдь не все заканчиваются хеппи-эндами. Вот не знаю я человека, который даже на энный просмотр ни плакал бы, смеясь, когда Марк наконец-то признается в любви Джульетт – жене своего друга. Или когда совсем юный Сэм бежит по аэропорту, чтобы успеть попрощаться со своей улетающей навсегда одноклассницей Джоанной… Удивительное, просто удивительное кино.
«Реальная любовь»
Год: 2003. Режиссер: Ричард Кертис.
В ролях: Лайам Нисон, Колин Ферт, Хью Грант, Алан Рикман, Эмма Томпсон, Кейра Найтли, Лора Линни, Билл Найи, Роуэн Аткинсон.
Рождество по-семейному
В 1980–1990-х американский комик Чеви Чейз снялся в целой серии фильмов под общим названием «Каникулы», рассказывающей о разнообразном отдыхе семейки Гризуолд. Но наиболее популярным является рождественский вариант, где Кларк Гризуолд (Чейз) решает собрать в своем доме на праздники всех родственников и в итоге горько жалеет о своей задумке.
Этот фильм, как и «Рождественская история», – приятное воспоминание о пиратских переводах и непритязательных американских комедиях, заполонивших в 1990-х наши телеэкраны. Сейчас «Рождественские каникулы» смотрятся уже не так интересно и смешно, однако некоторые моменты, вроде развешивания Кларком гирлянды из 25 000 лампочек, до сих пор заставляют смеяться до слез. Иллюминация действительно удалась на славу!
«Рождественские каникулы»
Год: 1989. Режиссер: Иеремия Эс Чечик. В ролях: Чеви Чейз, Беверли Д’Анжело, Джульетт Льюис, Джон Галецки, Рэнди Куэйд, Брайан-Дойл Мюррей.
Новогодний папа
К сожалению, с прекращением существования Советского Союза оказались утеряны отечественные традиции новогоднего кино. Фильмов-то снимается много, но большинство из них – проходные и низкосортные. Одно из редких исключений – «Сирота казанская» Владимира Машкова. Это фильм, созданный в лучших традициях старой школы: актерский, камерный, с прекрасными диалогами и сказочной историей.
…Деревенская учительница Настя после смерти матери пытается найти отца, зная о нем только то, что его зовут Павел и познакомились родители на курорте, после чего больше не виделись. На опубликованное в газете объявление к Насте приезжают сразу три Павла, как из детской мечты – фокусник, моряк и летчик! Теперь им предстоит выяснить, кто есть кто на самом деле.
Трио прекрасных заслуженных актеров выдает восхитительный концерт с неожиданным финалом. Удачно вписывается в этот ансамбль и Николай Фоменко в роли опьяненного таким нежданно свалившимся счастьем (и не только им) жениха Насти – местного разудалого тракториста.
«Сирота казанская»
Год: 1997. Режиссер: Владимир Машков. В ролях: Елена Шевченко, Олег Табаков, Валентин Гафт, Лев Дуров, Николай Фоменко.
Потерялся мальчик
Две картины «Один дома» (о кустарной третьей, созданной совсем другой командой, даже и говорить неудобно) в 1990-х приобрели статус культовых. У Макколея Калкина после было немало ролей, но для зрителей во всем мире он так и остался Кевином Маккалистером – мальчиком, дважды забытым своей семьей в канун Рождества. Все бы ничего, да вот только спокойно праздники Кевину провести не удалось: ему пришлось противостоять гадким, жестоким и недалеким «мокрым», а затем «липким» бандитам в исполнении Джо Пеши и Дэниэла Стерна. Что бы эта парочка ни пыталась сделать с Кевином – ему все нипочем!
Юмор фильмов «Один дома» непритязателен, местами жесток и сделан в стиле «Тома и Джерри»: поскользнулся, упал, ударился, утюг на голову свалился и т. д. Однако сценарист Джон Хьюз и режиссер Крис Коламбус проявили немало фантазии и выдумки. В этом отношении мне больше нравится вторая часть, где Кевин попадает в Нью-Йорк.
«Один дома-1-2»
Годы: 1990 и 1992. Режиссер: Крис Коламбус. В ролях: Макколей Калкин, Джо Пеши, Дэниэл Стерн, Джон Херд, Кэтрин О’Хара, Джон Кэнди, Тим Керри.