Маленький Казахстан в большом Китае - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Маленький Казахстан в большом Китае

Маленький Казахстан в большом Китае

Сетования на китайскую экспансию стали привычными, и о том, что все больше китайских граждан приезжают на заработки в Казахстан, не писал только ленивый. Но мало кто знает, что эта улица с двусторонним движением. И казахстанцы все чаще едут делать бизнес в Урумчи.

  • 21 Декабря 2007
  • 3001
Фото - Caravan.kz

Сколько казахстанцев уехали в Китай в этом году? В миграционной полиции сведений об этом нет.

– Да и откуда у нас будет такая информация, если нашим гражданам разрешение на выезд за границу, в том числе и в Китай, не нужно? – говорит начальник отдела по контролю за миграцией Айкельды Асанов. – Но тенденция к выезду казахстанцев на заработки в Урумчи действительно есть. Там очень привлекательные условия работы. В течение года бизнесмены вообще освобождаются от выплаты налогов, это очень выгодно.

Ну а кроме того, для наших граждан там нет языкового барьера, местные уйгуры понимают по-казахски.

Да и работать в самом Урумчи напрямую с заводами намного удобнее, не надо таскать на себе товар через таможню. Так что в Урумчи уже есть целые кварталы, где проживают казахстанцы…

Гражданство вахтовым методом

Приехав в Урумчи, я и сама убедилась в этом. Некоторые казахстанцы, помотавшись между границами, принимают решение осесть в Китае. Один из них – Кайрат, уже пять лет живет в столице Синьцзян-Уйгурского автономного округа, у него свой бизнес, связанный с грузоперевозками, и возвращаться домой он пока что не собирается. Здесь, в Урумчи, он обрел семью, взяв в жены коренную уйгурку.

Ну а многие наши граждане живут на две страны. Например, мои соседи по гостинице – веселая компания шоп-туристов, сообщили мне, что уже давно не видели своих казахстанских паспортов, они просто не забирают их из турагентства. Приехали в Алматы из тура, недельку пообщались с родными и близкими – и снова в путь. Работа вахтовым методом. Они шутят, что давно уже стали гражданами Китая, а точнее, города Урумчи.

Выгодно всем: за счет Китая казахстанцы живут и кормят семьи. А за наш счет живет город Урумчи. Шоп-туристы только официально ввозят по 10 тысяч долларов каждый, накупают товара – и снова в Алматы. Продают втридорога и снова везут деньги соседям. Так столица дешевого китайского шопинга из обычной станции за каких-то несколько лет превратилась в огромный процветающий город, с небоскребами и таким же заоблачным городским бюджетом. Жить здесь становится все лучше.

И есть уже такие казахстанцы, которые живут в Китае, а на родину приезжают как на работу. Например, организовывают тур-агентства, возглавляют группы шоп-туристов. Как правило, они и сами в недавнем прошлом бывшие челноки с немалым стажем поездок.

Такое вот “вахтовое” гражданство.

Счастье, когда тебя понимают…

Казахстанцы работают в Урумчи в сфере торговли, в гостиничном бизнесе и в сфере питания. В Урумчи мне удалось встретить алматинку Елену, которая открыла свой ресторанчик русской кухни рядом с самым популярным рынком Китая, где отовариваются казахстанцы и россияне.

– У меня работают местные повара, но рецепты я сама подбирала. Пришлось долго их переучивать, не переперчить, не пересолить – у них совсем другие вкусовые ощущения. Кажется, что приготовить борщ не так уж и сложно, но только если это блюдо не попадает в руки китайца. А многие приезжие ищут именно родную пищу, некоторые вообще не могут терпеть соевого запаха и приправ, которые считаются обязательными в местной кухне.

За несколько лет работы в Урумчи Елена неплохо поднялась. Построила дом в престижном районе Алматы, на родине у нее растут дети. Она приезжает к ним раз в месяц. Забирать их в Урумчи не хочет.

Рядом с другой гостиницей – казахская кухня. Здесь подают бешбармак и казы, вечером здесь никогда нет свободных мест, ресторанчик забит посетителями. В основном нашими гражданами. В китайских ресторанах еда на любителя, там и меню не всегда прочтешь, и от официанта не добьешься понимания.

Есть наши бывшие граждане и в транспортной сфере – работают на такси. Этот вид транспорта пользуется особой популярностью в Урумчи, приезжий в автобусе – нонсенс. И это при том, что здесь никогда не подсаживают пассажиров “по пути”. Такси нарасхват, чтобы поймать пустую машину, иногда приходится даже бежать за машиной вслед. Так я поймала таксиста… из Алматы.

– Я здесь уже 15 лет живу, – рассказал он. – Приехал как-то сюда к родственникам да так и остался жить. Но представиться не захотел – вдруг алматинская родня узнает?

По его словам, в такси в Урумчи можно заработать очень хорошие деньги. Он, например, за год смог скопить деньги на свадьбу. Для местных это самое дорогое мероприятие в жизни.

– Свадьба была скромной – 300 семей, – рассказал мой водитель. – На подарки родственникам ушло 10 тысяч долларов, на стол тоже немало. Это вам кажется, что в Китае все дешево, а для нас, кто привык здесь жить, уже кажется – дорого. Вон как цены на продукты этим летом подскочили…

Как же здорово встретить человека, который тебя понимает! Несмотря на то что здесь все работают по счетчику и стоимость проезда сравнительно невелика, местные водители умеючи наживаются на гостях. Они делают каменное лицо и везут тебя вокруг, пока на счетчике не появится более внушительная сумма. Попытка объяснить, что водитель едет не так, даже если вы точно знаете путь до гостиницы, успехом не увенчается. Понятно, почему в каждом китайском такси стоят решетки, которые отделяют водительское кресло от пассажиров. Наш земляк рассказал, что решетки действительно ставят для безопасности – несколько лет назад, когда шоп-туризм в Урумчи еще был диким бизнесом, шоп-туристы, “расслабившись” после трудового дня, пытались объясниться с местными водителями. Сегодня таких случаев практически нет.

Но это так, к слову…

Наши “помогайки” работают на понижение

Понятно, что людей привлекают большие заработки, ради которых они готовы оставить свой дом и отправиться в другую страну. Но что манит наших казахстанцев в ряды “помогаек”? Труд рабский да и малооплачиваемый.

Но это только на первый взгляд. Действительно, обязанностей у “помогая” очень много – он и переводчик, и гид по городу, и носильщик в одном лице. При этом плату за эти услуги “помогай” вроде бы не берет – неужели живет за счет чаевых?

Как объяснил мне “помогай” Адиль, приехавший в Китай из Актюбинска, на самом деле работа считается очень престижной и высокооплачиваемой. “Помогай” работает за “невидимые” деньги. Он не берет платы с гостя, а собирает свой процент с каждой покупки уже после сделки.

– Сейчас спросом пользуются здесь именно наши казахи, мы процент берем меньше. Если местный китаец возьмет 30 процентов, то мы – не более 10. При этом мы действительно работаем, а не просто стоим за спиной, чтобы потом пройти и собрать деньги, – рассказал он.

Есть и другая система работы, которую внедрили именно наши соотечественники.

– Мы работаем на максимальное понижение цены. То есть договариваемся об очень хороших скидках на товар, за это клиент платит по 100 юаней в день (примерно 700 тенге). Те, кто приезжает в Китай за большими партиями товара, предпочитают работать именно так.

Везде наши лица

Но не все приезжают сюда зарабатывать честным путем. По словам опытных шопников, Урумчи резко изменился за последнее время. На базарах появилось не только много местных воришек, но и гастролеров из соседних стран, которые приезжают в этот огромный шопинг-центр за легкой добычей. Ведь улов из одного кармана может составить тысячи долларов – практически все шоп-туристы носят “кассу” с собой.

В местных барах тоже стоит быть настороже. Я стала свидетельницей того, как местные ребята пытались споить наших туристов – пьяных обобрать легче.

В тот вечер нашим гулякам повезло. За другим столом сидели мигранты из Казахстана, они сразу поняли, что грозит соотечественникам и, подсев за столик изрядно выпивших шоп-туристов, предупредили:

– Вы поосторожнее, ребята, здесь за каждым карманом слежка идет.

– А вы сами-то откуда? – промямлил подвыпивший шоп-турист.

– Да наши это, наши… – похлопал по плечу его товарищ.

Александра МЫСКИНА, Алматы – Урумчи