Обо всех этих перестановках на олимпийских пьедесталах было известно давно. В Казахстане и без официального подтверждения МОК считали, к примеру, Важенину чемпионкой Игр-2008. Напомню, что в Пекине она заняла второе место следом за блестящей китаянкой Цао Лэй. В те годы той не было равных на мировом помосте, а на самой домашней Олимпиаде штангистка поднимала немыслимые веса.
Вся правда вскрылась после реанализа допинг-проб Игр. Вина Цао Лэй в нечистоплотности была доказана, китайскую спортсменку дисквалифицировали, лишили титула, а медаль отобрали.
Рыпакова на Олимпиаде-2008 показала четвертый результат. Для нее это были первые Игры: золото Лондона и бронза Рио еще впереди. Тогда Ольга обновила рекорд Азии в тройном прыжке, но этого оказалось недостаточно для попадания в призовую тройку. Победила же, как и четырьмя годами ранее в Афинах, Франсуаза Мбанго Этон из Камеруна. К ней никаких вопросов нет в отличие от двух других экс-медалисток – россиянки Татьяны Лебедевой и гречанки Хрисопии Деветци. Алла Важенина: Я пока не олимпийская чемпионка
Обе они были дисквалифицированы, а Рыпакова с четвертого места поднялась на второе.
И наконец бронза Нурмухамбетовой. Если восстановить в памяти происходившее 1 августа 2012 года на помосте “ExCeL London”, где соревновались тяжелоатлетки в категории до 69 кг, надо отметить, что судьи не засчитали ей третий подход в рывке. Хотя изначально вес был ими зафиксирован. Не вмешайся судьи, и Анна после первого упражнения шла бы в лидерах, а там, возможно, сохранила бы место в тройке и после толчка.
Впрочем, реанализ допинг-проб Олимпиады-2012 все изменил, результаты двух белорусских девушек – Марины Шкерманковой и Дины Сазановец – были признаны недействительными, и, как сказала сама Нурмухамбетова, она “рада, что через столько лет справедливость восторжествовала”.
Теперь новые призеры Олимпиады должны получить свои медали. Им предстоит определиться самим, когда и где пройдет эта процедура. МОК предлагает на выбор несколько мест: на крупном событии местного Национального олимпийского комитета, на мероприятии Международной федерации, на следующих Играх или же в Олимпийском музее. К примеру, штангист Денис Уланов решил устроить себе праздник во время недавнего чемпионата мира в Ашхабаде: он стал бронзовым призером Олимпиады-2016 после дисквалификации румына Габриэла Сынкрэяна.
Между тем казахстанские спортсмены не только получают, но и сами сдают медали.
Сейчас в недрах парламента рассматривается законопроект, ужесточающий ответственность за допинг в спорте. Его разработало министерство культуры и спорта. Наказание не будет носить уголовного характера, как в некоторых странах, к примеру, в Италии или Германии. Тем не менее атлетов, попавшихся на допинге, а также тренеров и руководителей клубов предлагается оставить без зарплаты и стипендий, спортивных званий и полученных в качестве награды квартир. Всего остального – медалей, рекордов и прав на участие в соревнованиях – автоматически лишат международные спортивные организации.
Тем временем казахстанские спортсмены продолжают нарушать антидопинговые правила. Новыми именами в этом списке стали тяжелоатлетка Мария Базаркина и велосипедист Илья Горбушин. Они дисквалифицированы на два года каждый.
В допинг-пробе Базаркиной, взятой в сентябре во время чемпионата Казахстана по тяжелой атлетике в Талдыкоргане, обнаружен сибутрамин. На тех соревнованиях она завоевала серебряную медаль, заняв… последнее место: в категории до 87 кг выступали всего две штангистки. Горбушин ничего запрещенного не ел и не пил. Он просто неправильно указал, где будет находиться в то время, как к нему заявятся допинг-офицеры. Это тоже нарушение правил, которое, как видим, карается достаточно серьезно.