Дыхание жизни новой Азии - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дыхание жизни новой Азии

Дыхание жизни новой Азии

Первый Центральноазиатский форум документального кино завершился в Алматы.

  • 16 Декабря 2018
  • 237
Фото - Caravan.kz

В октябре этого года в Минске на фестивале документального кино стран СНГ “Евразия.DOC” режиссер-кинодокументалист Асия Байгожина получила приз за лучший фильм. Этот кинофорум проходил в третий раз, и для участия в нем было подано 150 заявок из 23 стран мира. В конкурсную программу вошли 24 картины из 12 стран, в том числе фильм “В поисках веры”, снятый Байгожиной.

Основой для ленты стали события в Актобе, случившиеся 5 июня 2016 года, когда вооруженные преступники напали на воинскую часть, магазин. Погибли люди. Виновными признаны сторонники радикального ислама.

Картина была снята два года назад, но только сейчас ею стали интересоваться и вне страны. К слову, отбор фильма на конкурс сделали сами организаторы фестиваля.

Асия Байгожина ворвалась в мир документального кино неожиданно и, как показало время, надолго. После окончания журфака КазГУ им. С. М. Кирова (ныне КазНУ им. аль-Фараби) училась на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино и СК СССР. В 1991 году вместе с Нааной Чанковой представила полнометражную документальную картину “Хроника необъявленной демонстрации”. Фильм рассказывает о событиях декабря 1986 года в Алма-Ате. Впервые на экране появились кадры, которые до этого никто не видел. Картину признали, но с тех пор мало где показывают.

Сегодня Асия Байгожина является доцентом Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова.

Факультет “Кино и ТВ” в этом году отмечает 25-летие. Свой юбилей будущие киношники и уже состоявшиеся мастера решили отметить проведением кинофорума.

– На самом деле документальное кино фактически у нас на задворках находится. Много фестивалей, которые не включают его вообще в конкурс. А где оно должно показываться? И как должно пробивать себе дорогу?

Его же не показывают и на телевидении – у нас нет каналов, которые бы транслировали постоянно документальные ленты. А фильмы как-то делаются, нужен же выход хоть какой-то.

“Казахфильм” у нас снимает документальные ленты и частные студии тоже. Да, бывают премьерные показы. Но на этом всё, – рассказывает Асия Байгожина. – Во всем же мире сегодня документальное кино набирает обороты. Параллельно с нами, например, открылся “Артдокфест” в Москве, Санкт-Петербурге и Риге. В России вообще много подобных фестивалей.

Одним из девизов прошедшего форума было показать новую Азию. И многие ленты ему соответствовали. Очевидно, что у нас общие темы, при этом разный ритм жизни, технические приемы. Но то, что мы живем в едином пространстве, было совершенно очевидно. Искусством жечь сердца людей, или Как кино может побороть пытки

Хорошие впечатления оставили таджикские и узбекские мастера. Состоялась центральноазиатская премьера фильма “Улугбек. Человек, раскрывший тайны Вселенной” режиссера Баходыра Юлдашева. Фильм в 2017 года стал победителем 74-го Венецианского кинофестиваля в номинации “Лучший зарубежный документальный фильм” .

– У большинства картин неспешный ритм. Если говорить о казахстанских фильмах, я бы сказала, что они все-таки динамичнее, более живые. Отличаются по монтажу. У нас жизнь немножко другая, с ускорением, вероятно, это отражается на экране, – отмечает кинорежиссер. – Ну и темы.

Я вот отметила, у нас практически не осталось публицистики, да и в регионе ее не стало, нет тем исследования.

Это важно было понять. В России они все равно появляются. Но нам важно было понять, как мы движемся в общем потоке, увидеть друг друга.

Форум закончился премьерным показом картины Бахыта Каирбекова “Огонь, мерцающий в сосуде”. Фильм – об общих тюркских корнях, о том, что нас делает ближе друг к другу.

Помимо этого, мы хотели открыть новые имена. И нам это удалось. Новый сегмент – интернет-кино. Сначала онлайн, а теперь офлайн. То есть этот прием работает, из Интернета фильм перешел уже на телевидение. Это ростки нового документального кино, и важно было понять, где, на каких площадках мы можем существовать. Нужны какие-то новые личности.

И мне кажется, что фильмы Жени Ломпова, Жанары Курмашевой, Каната Бейсекеева, Берика Жаханова, – это абсолютно новые имена в казахском документальном кино.

Нам важно было представить, что все-таки есть какое-то движение.

Мы надеемся, что форум станет традиционным. Он был первый для нас, но, слава богу, не вышел комом, все участники были довольны. А в будущем, возможно, перерастет и в фестиваль.

АЛМАТЫ