6.45. За окнами – проливной дождь. Но сотрудникам управления дорожной полиции (УДП) в любую погоду надо заступать на дежурство. Чтобы прийти на работу вовремя, приходится вставать в 5 утра, а то и раньше. Нас предупредили сразу: хотите поработать с нами – тогда уж до окончания смены, до 20.30!
7.00. Мы выезжаем на смену с командиром 4-го взвода отдельного батальона дорожной полиции Русланом Каскиевым. Под его началом около 30 сотрудников. Взводу Руслана доверено патрулировать Жетысуский район. Самые проблемные участки: Рыскулова–Бокейханова, Сейфуллина–Белинского, Райымбека и Макатаева, торговый дом “Зангар”.
Капитан Каскиев говорит, что в каждом районе – свои часы пик. На его участке они с 7.00 до 10.30. Вторая волна – с 12.30 до 14.00. Последняя – примерно с 16.30 до 20.30.
Еще достаточно темно, дождь хлещет нещадно. Первая остановка – у моста на Райымбека–Сейфуллина. Регулировщик в желтом плаще, из числа стажеров, яростно орудует жезлом, но поток машин все не кончается. В такой обстановке даже нарушителей некогда задерживать, разве что напарник подойдет на подмогу.
Кстати, регулировать движение не доверили, сказали: одно неверное движение жезлом – и ДТП не миновать.
Следуем далее по Райымбека. Опять затор! Выясняем причину. Оказывается, посреди дороги заглохла машина. За рулем женщина. Капитан отгоняет машину к обочине и – о, чудо! – машина заводится! Капитан смеется: “Что с женщин возьмешь!”.
Кстати, о прекрасной половине. В этот день нашему провожатому не раз пришлось приходить на подмогу водителям женского пола: именно они становятся наиболее беспомощными в дни непогоды, в снег и в дождь, когда часто глохнет мотор. Многие из них недостаточно хорошо знают свою машину, например, владелицы авто с автоматической коробкой передач даже не догадывались, что, поставив рычаг на “нейтралку”, можно отогнать машину на безопасное место.
Не меньше “косяков” и у обладателей автомобилей с механической коробкой – зачастую, встав где-нибудь на перекрестке, такая машина откатывается назад, создавая проблемы и своему хозяину, и другим автолюбителям. Мы за день видели несколько таких ситуаций.
И во всех случаях изрядно страдала машина, которой “посчастливилось” оказаться сзади.
КТО ОБУВАЕТ РЕГУЛИРОВЩИКА?
8.30. Останавливаемся на перекрестке Сейфуллина – Макатаева. Пешеходы мокнут под дождем, ругают на чем свет стоит регулировщика – приоритет в регулировке отдается транспорту и устранению пробок, а про пешеходов в этот момент никто и не вспоминает.
Регулировщик стоит по колено в воде. Брызги из-под колес проезжающих мимо автомобилей нещадно хлещут по его ногам. Полчаса на перекрестке, и все – человеку уже не до работы. Подходим к нему, интересуюсь:
– Ботинки-то небось уже совсем мокрые?
– Да уже стоять невозможно, ноги замерзают.
– А сменка есть?
– Есть…
Позже узнаем, что сменная обувь регулировщику не выдается. Да и та, что выдается, абсолютно не пригодна. Сотрудники дорожной полиции часто сами покупают себе похожую, но более удобную обувь.
Та же история с желтым плащом: он не спасает от дождя. Единственное преимущество – в таком одеянии на перекрестке тебя хорошо видно в любое время суток.
Еще одно неудобство – уж извините за такие подробности – некогда, а порой и некуда сходить в туалет. Все зависит от личного обаяния сотрудника дорожной полиции – если сумеет договориться, то пустят в туалет где-нибудь при кафе или магазине.
ВЫ ПРОБОК НЕ ВИДЕЛИ!
По мнению Руслана Каскиева, самая главная функция регулировщиков в городе – это вовремя убирать заторы на дорогах.
– Как только видим, что создается пробка, тут же ставим светофор на желтый мигающий свет и прогоняем транспорт в том направлении, в каком больше всего затор.
– Что чаще всего является причиной заторов?
– Поломка автомобиля посреди дороги, придорожная парковка, многие стараются припарковаться под углом к проезжей части, а это запрещено правилами. Просто раньше на это не обращали внимания – машины мало кому мешали. Ну и остановки тоже – когда стоит автобус, то, считай, блокируется движение транспорта на одной полосе.
Регулировщиков опять же не хватает. По-хорошему только на протяжении проспекта Сейфуллина на моем участке должно быть не менее 10–12 инспекторов.
– Почему, когда регулирует человек, а не светофор, пробок больше?
– Вы пробок не видели! В Москве люди по пять часов в пробках сидят. А у нас 10–15-минутный затор уже считается пробкой. А мы ведь начинаем регулировать как раз тогда, когда этот затор уже произошел.
– Скажите, а за вредность вам молоко дают?
– Нет, не дают.
– И даже респираторы не полагаются?
– Мы пробовали применять респираторы, поскольку на Рыскулова, например, смог такой, что хоть топор вешай. Но свистеть в респираторе очень неудобно…
– Зарплата компенсирует эти неудобства?
– На сегодня в зависимости от стажа она составляет от 35 до 40 тысяч тенге. С нового года обещали повысить.
– Ну а “пожертвования” от водителей-нарушителей?
– Не берем! – капитан широко улыбается.
– Но предлагают?
– Конечно. Не хочется бегать по инстанциям…
НИ ОДИН ФРУКТ НЕ ПОСТРАДАЛ
10.30. Пока разговариваем, по рации передают: ДТП на одном из перекрестков.
Подъезжаем: на перекрестке дымится серебристая “Мазда”. Я оглядываюсь в поисках второй машины и вижу, что на противоположной стороне улицы серая “Тойота” въехала в… овощную палатку. Перепуганный торговец овощами и фруктами лишь по счастливой случайности остался жив – на время дождя он укрылся в ближнем магазине.
По словам свидетеля происшествия, находившегося в серебристой “Мазде”, машины двигались в противоположных направлениях, но серая “Тойота” решила повернуть снизу налево. Выявить виновных в ДТП предстоит трассологической экспертизе и суду.
Хорошо, обошлось без особых травм – в одной из машин сработали подушки безопасности, водитель второй отделался ушибами.
ОДНА В ПОЛЕ – ВОИН
Несколько лет назад в Астане был сформирован женский взвод дорожной полиции. Говорили о том, что это положительно скажется на микроклимате на дорогах столицы. Но повторить “подвиг” астанчанок в Алматы осмелились только две девушки: Жанна Шыналиева и Гульбахыт Кабдолдина.
Правда, Жанна уже полгода как работает в отделе кадров. А Гульбахыт продолжает службу на свежем воздухе в спецбатальоне сопровождения. Ей и ее напарнику доверен один из самых трудных участков – окрестность вокзала “Саяхат”. На службе вроде бы все равны, но мужчины с жезлами все равно стараются беречь свою коллегу. Хотя трудно уберечь от грубости водителей. Гульбахыт рассказывает, что в первый же день службы ее “уволила” одна нарушительница.
– Девушка грубо нарушила правило, припарковавшись на остановке автобуса. Я оформила протокол, а она мне: “Ну все, жди, тебя сегодня уволят”. С тех пор прошло два года, а я все работаю…
Девушка с жезлом выглядит, конечно, романтично, но на самом деле работа дорожного полицейского – не для женщин. Не каждый мужчина поймет жену с таким распорядком дня. Подъем в пять утра, возвращаешься в девять вечера – и сразу на боковую. И так по семь, а то и десять дней без выходных и праздников. Может, поэтому пока своего избранника Гульбахыт еще не нашла?
КОГО НА ШТРАФСТОЯНКУ?
16.00. Перекресток Сатпаева – Манаса. На глазах удивленного владельца голубой “Фольксваген” отправляется на штрафстоянку. Инспектор портала Галымбек Мухамедиев объясняет – за неправильную парковку.
– Раньше за такое нарушение отправляли на пересдачу экзамена, а сейчас водители отделываются штрафом в 1 минимальный расчетный показатель.
Водитель суетится: нельзя ли заплатить штраф инспектору?
– Мы ведь не касса… – возражает инспектор.
В распоряжении дорожной полиции сегодня находятся два портала, с помощью которых автомобили, неправильно припаркованные на улицах города или после ДТП, отправляются на штрафстоянку. День простоя на таком “приколе” стоит 1800 тенге. Плюс волокита с уплатой. Так что штраф – это просто спасение.
НА ГРУБОСТЬ НАРЫВАЕШЬСЯ?
На часах 16.53. На проспекте Райымбека опять выстраивается пробка. Командир батальона Каскиев вновь спешит к своим подчиненным, чтобы те лучше регулировали проблемные участки дороги. Нам с фотокорреспондентом уже дурно от выхлопных газов и постоянного треска рации. Уже хочется спать, вставать-то пришлось, как и всем – в пять утра. Но в эти часы дорожным полицейским спать нельзя. Зазеваешься – и уже конфликт на дороге. Не успели мы зевнуть, как откуда ни возьмись возник водитель и дорожный полицейский, гнавшийся за ним несколько кварталов. Водитель отказался подчиниться команде полицейского. Теперь его просят показать права, но водитель упорно настаивает на том, что инспектор был не прав. Достается и нам: озлобленный водитель обещает нам разбить фотоаппарат и злобно сплевывает мне под ноги. Ну и нравы! Да будь я инспектором, после такого обращения сделала бы водителю полный досмотр со всеми вытекающими!
Поймав себя на этой мысли, понимаю – пора домой. А то я, кажется, вхожу в роль…
СТАТИСТИКА ОДНОГО ДНЯ
За дежурные сутки с 23 по 24 ноября в городе дорожными полицейскими было зафиксировано 319 нарушений правил дорожного движения, на штрафстоянку было поставлено 18 автомашин, обслужено 90 ДТП, оформлено 60, пострадало в ДТП – 17 человек, задержано в нетрезвом состоянии 30 водителей, зафиксирован 1 наезд на пешехода, 1 угон. Патрулировать город в составе отдельного батальона в тот день вышло 170 человек личного состава управления дорожной полиции Алматы.
Жанар КАНАФИНА, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)