Скандалы с незаконной застройкой южной столицей не ограничиваются. В Усть-Каменогорске, например, “беспредельчик” местного масштаба разместился под стенами детской художественной школы.
На участке бывшего садика, прямо во дворе между многоэтажными домами, некие коммерсанты начали возведение жилой многоэтажки и развлекательного центра с автопаркингом. Стройка идет уже больше года, и с каждым днем открываются все более скандальные подробности! Чиновники “уплотнили” бывший садик и соседние дворы с помощью сложной многоходовой операции – словно шахматную партию разыграли.
Первый ход был сделан еще в 2003 году, когда комиссия под председательством бывшего главного архитектора города Муратхана Сагатова составила акт выбора земельного участка. Вчитайтесь в текст: “комиссия… произвела выбор и обследование земельного участка для проектирования жилого дома на территории детской художественной школы по набережной Славского. Участок площадью 0,27 га расположен в соответствии с генпланом города внутри жилого квартала, на территории детской художественной школы… и огражден единым ограждением… со школой”. Знаете, к какому решению пришла комиссия? Частично изъять участок у детской художественной школы! Акт подписали 10 чиновников, в том числе медик, пожарный, эколог, педагог… Все те ведомства, которые призваны беречь и защищать детство.
Через два месяца в бумагах акимата участок бывшего детсадика назвали уже “резервными землями города”. Тем самым втихомолку создав страшный, по сути, прецедент изъятия территорий у детских государственных учреждений. Воображение меркнет при мысли о том, во что завтра может превратиться этот “резерв” из десятков школьных стадионов, сквериков, аллей…
В январе 2004 года участок продали под строительство жилого дома дочернему государственному предприятию “Акпарат-Шыгыс”. Все чиновники оперативно дали “добро”. Вот только дело в том, что в 2004 году предприятия “Акпарат-Шыгыс”… не существовало! Оно было ликвидировано еще за полгода до продажи детсадовского участка. Трудно поверить, что экс-аким областного центра Амангельды Кажибаев был не в курсе, – реорганизованный “Акпарат” был не частной лавочкой, а хозяйственным подразделением Генпрокуратуры.
Но партия продолжилась. Весной 2004 года виртуальный застройщик вдруг переуступил землю ТОО “Стройэффект”, и в акимате “не возражали” считать всю документацию действительной для нового владельца. Хотя по закону каждый владелец земли обязан самостоятельно проходить все согласования. А спустя 2 месяца уже “Стройэффект” передал участок и весь пакет документов двум никому не известным особам. И опять ни один чиновник не возразил. Более того, акиматовская комиссия выдала разрешение на строительство уже индивидуальных жилых домов! И никто вроде не заметил, как в результате изменилось целевое назначение участка.
В этой операции было еще несколько ходов по отработанной схеме: продажа, новый собственник, “незамеченное” изменение целевого назначения…
Самыми последними, как водится, обо всем узнали жители округи после появления во дворе тяжелой техники. Под топор пошли деревья, под ковш бульдозера – детские площадки, дорожки, газоны.
Жильцы попробовали привлечь к скандалу внимание власти, но на все жалобы получили отписки. Местный КСК обратился в суд, однако суд первой инстанции счел КСК ненадлежащим истцом, и следом эту позицию поддержали апелляционная и надзорная инстанции! Правда, в решении и частном определении судьи все-таки перечислили неправомерные действия власти. И тем приостановили скандальную стройку. Но… Опустевшая было строительная площадка у стен художественной школы вскоре снова ожила.
“Наши жалобы спускаются в тот орган, на бездействие которого мы жалуемся, и нам отвечают отписками, – написали в газету жители многострадального двора. На бумаге органы власти делают заключение о незаконности происходящего, а на деле ничего не предпринимают. Разве это не дискредитирует власть?”
Несколько месяцев назад в Усть-Каменогорске была создана специальная комиссия, призванная проверить поток жалоб горожан на растущие как грибы стройки во дворах. Проверяющие исколесили весь город и подготовили заключение о нарушениях на 30 объектах! В том числе и на участке детской художественной школы. Материалы ушли в прокуратуру и… как в воду канули. Ни ответа ни привета.
Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Усть-Каменогорск