Почему чиновничество в Казахстане так инертно - эксперт - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему чиновничество в Казахстане так инертно - эксперт

Почему чиновничество в Казахстане так инертно - эксперт

Госаппарат – неповоротливая машина, под колесами которой гибнут многие здравые идеи развития государства. Почему чиновничество в Казахстане так инертно и есть ли у него возможность стать локомотивом развития страны?

  • 11 Декабря 2018
  • 1527
Фото - Caravan.kz

Своим мнением на этот счет с нами поделился политолог Саясат НУРБЕК.

Наш сегодняшний спикер – фигура интересная: в свое время сделал блестящую карьеру на госслужбе, был президентом Центра международных программ “Болашак”, директором Национальной школы государственной политики Академии госуправления при Президенте РК, директором Института общественной политики при партии “Нур Отан”, а потом, неожиданно для всех, ушел в частный сектор. И сейчас, спустя почти год в бизнесе, бывший идеолог правящей партии видит явные проблемы в системе госуправления.

– Когда я ушел в бизнес, руководитель поставил передо мной задачу: купить туалетную бумагу для офиса. Такую, чтобы была качественной, двуслойной. Я провел целое исследование, понял, что двуслойную туалетную бумагу мы в Казахстане практически не производим, доклад об этой проблеме написал. Мой руководитель его полистал и говорит: я все понял, Саясат, но ты мне скажи, где купить-то такую бумагу? Тут я понял, что я со своим аппаратным и государственным менталитетом должен перестраиваться и даже ломать себя. И в то же время понял, что у государственного аппарата есть огромная потребность в тех четких и понятных инструментах работы с персоналом, которые есть в бизнесе, – говорит Саясат Нурбек.

Это – персонификация, личная ответственность и нацеленность на результат. Для любого бизнесмена абсолютно очевидно, что без этих составляющих подбора кадров успеха предприятия не жди. Но на госслужбе все по-другому. Чиновники сидят на одной и той же должности годами, и никто не требует от них результативности.

– Мы так и не завершили реформу госаппарата. Сколько бы ни говорили про корпус “А”, корпус “Б”, но главная задача – привлечение на госслужбу молодых, талантливых и креативных людей – так и не была решена. Почему и как – уже вторично, главное – госаппарат в основной своей массе не имеет компетенций для решения тех задач, которые перед ним поставлены. Не важно, какие индикаторы заложены в программе, как стимулируется их достижение – люди просто не способны их решить. Государству надо брать пример с бизнеса. Там ведь как? Есть задача, под нее подбирается персонал. Никто не будет человека учить, ждать, пока он что-то там поймет и освоит. Бизнесмену важно, чтобы конкретный человек решал конкретный вопрос. Не может – надо искать другого, – приводит пример абсолютно естественного для бизнеса принципа формирования команды Саясат Нурбек.

И в то же время на госслужбе министр не может нанять без всяких дополнительных бюрократических проволочек толкового специалиста для решения какой-то конкретной проблемы.

– А что вы думаете о проектном менеджменте, который сейчас внедряется в отдельных министерствах? Сможет ли он решить бюрократические проблемы?

– Проектный менеджмент устарел! К сожалению, все технологические новинки доходят до Казахстана с задержкой в 10–15 лет, методологические – с еще большей. Я многое знаю о проектном управлении, но только поработав в компании, которая действительно внедрила у себя Agile и Scrum, понял, что это такое. Методика хорошая, но важно, чтобы в ней разбирались. А у нас ведь как? Вот, например, веду я лекцию, спрашиваю у аудитории, знают ли они, что такое “эмоциональный интеллект”. Все знают. Начинаю спрашивать, кто какие книги по данному направлению читал – молчание.

Поэтому проектное управление – это то, что надо было внедрить еще в 90-х годах, чтобы люди научились им пользоваться, чтобы они были готовы методологически, психологически и, самое главное, ментально к новым методикам управления. А их становится с каждым годом все больше, они становятся все совершеннее и, что важно, дешевле. Надо смело внедрять. Потому что сейчас идет конкуренция моделей управления.

– Ко многим разработкам, что сейчас внедряются в казахстанском госуправлении, вы имеете непосредственное отношение. Неужели все они устарели?

– Нет, есть, конечно, и позитив. Вот, например, программа “Цифровой Казахстан”. Абсолютно правильная программа, которая должна быть
внедрена, потому что сейчас во всем мире такая тенденция, что на основе анализа больших данных правительства могут делать очень многое. Например, предоставлять услуги. Но насколько они эффективны, востребованы? Кому нужны? А что будет с их актуальностью через год или два? На все эти вопросы могут ответить big data (большие данные).

Стоит также учесть, что ресурсы государства сжимаются, и важность точного адресного распределения средств повышается. Большие данные в этом могут очень сильно помочь. На основе анализа трат конкретного человека, его перемещений в пространстве можно сделать весьма точный вывод о том, нужна ему та или иная помощь от государства или нет. Пока же система распределения госсредств – это стрельба по воробьям из пушки: денег тратится много, а пользы мало.

Так что основной тренд сейчас – это цифровизация. И благодаря ее инструментам – снижение административных барьеров, персонификация госуслуг, более четкое и грамотное бюджетное планирование. В идеале все услуги бизнеса и государства должны быть персонифицированы, и цифровизация даст эту возможность. Помните, у коммунистов был лозунг: “от каждого – по способностям, каждому – по потребностям”? Удивительным образом сейчас эта формула становится возможной. То есть правы были те идеологи, но обогнали время. Школа завтрашнего дня: программа «Цифровой Казахстан» приходит в каждый класс

– А вы сами сейчас не планируете с учетом накопленных знаний снова вернуться в госаппарат?

– Нет. Я на самом деле, как тот советский идеолог: много и правильно говорю, но не имею инструментария для того, чтобы воплотить эти слова в жизнь. Я сейчас нарабатываю опыт, тот самый инструментарий, который позволит реализовать задуманное. А потом, возможно, вернусь. Если, конечно, будут соответствующие предложения и интерес.

АСТАНА