Таланты для зарубежья - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Таланты для зарубежья

Таланты для зарубежья

В третий раз в Алматы на ежегодном фестивале классического искусства “Концерты на Родине” свои таланты показывали молодые казахстанцы, живущие и работающие за рубежом.

  • 16 Ноября 2007
  • 2024
Фото - Caravan.kz

Волна перемен

Прекратив отношения с куратором прошлых фестивалей Маратом Бисенгалиевым, в этом году “Концерты на Родине” заиграли новыми гранями. Сложно сказать, насколько более яркими или нет, но совершенно точно это был совсем другой фестиваль.

На этот раз площадкой для “Концертов” стал Большой зал консерватории – менее пафосный, чем ГАТОБ имени Абая. Это незамедлительно сказалось на общей атмосфере – более камерной и доверительной. Приятно удивило отношение публики – аншлаги наблюдались оба фестивальных вечера. Любопытно, что изменения претерпел и логотип “Концертов на Родине”. Теперь это кружащиеся в вихре ветра опавшие листья.

Если ранее в фестивале принимали участие маститые деятели искусств, такие как Майра Мухаммед-кызы, Елена Келиссиди, Фуат Мансуров, то в этот раз организаторы решили сделать акцент на количестве приглашенных музыкантов и танцоров. Афиши пестрели именами наших молодых соотечественников, уехавших за рубеж.

Открывали и закрывали “Концерты” выступления двух блистательных казахстанских пианистов Амира Тебенихина и Темиржана Ержанова, представлявших соответственно Германию и США. Хороший задел положил Амир с Четвертой сонатой Прокофьева. Темиржан, ранее отметившийся на фестивале прошлого года, поставил уверенный финальный аккорд Вторым фортепианным концертом Дмитрия Шостаковича, до этого в Казахстане не исполнявшимся.

В Вариациях на тему рококо Чайковского порадовал хорошим уровнем виолончелист Эльдар Сапаров, сотрудничающий сейчас с немецкими и швейцарскими коллективами. Также можно отметить попытку россиянки Алены Баевой представить на суд алматинцев очень “неженский” Первый концерт для скрипки Прокофьева, исполнение которого также стало казахстанской премьерой.

Невыспавшийся Герцог

Абсолютно выбивались из категории юных артистов ныне германский тенор Каиржан Смагулов и очаровательная арфистка из Соединенных Штатов Гульнара Машурова. Каиржан живет и работает в Германии около десяти лет, сотрудничая с оперными театрами в других странах Европы. Разогрелся сам и разогрел публику он с помощью “Айттым сәлем Қаламқас” Абая. Затем певец прошелся по итальянской классике. Как рассказывал сам Каиржан, он очень хотел попасть на этот фестиваль в Алматы и, чтобы успеть на свое выступление, всю ночь провел в перелетах, естественно, не выспался, что для вокалистов смерти подобно. Конечно, все было бы не так печально, но последний си-бемоль первой октавы (это довольно высокая для мужчин нота) в известной песенке Герцога (“Сердце красавицы склонно к измене”) из оперы Верди “Риголетто” дался Каиржану непросто.

Гульнара Машурова покинула Казахстан еще в детстве. После продолжительной учебы в Москве она вот уже более полутора десятка лет живет в Нью-Йорке. Этого оказалось достаточно, чтобы приобрести заметный американский акцент. Сейчас ее жизнь проходит между Америкой и Сингапуром, где Гульнара является солисткой симфонического оркестра.

К слову, это не первый концерт Машуровой на родине. Дебют состоялся в июне прошлого года, причем на этой же сцене. Тогда Гульнара приняла участие в концерте-презентации новой арфы, которую приобрела Алматинская консерватория. В этот раз она погрузила собравшихся в абсолютно неземной звук “инструмента королей”, исполнив сочинение Дебюсси для арфы и струнных “Танцы священный и мирской”.

Потерявшаяся Алия

По сложившейся традиции в фестивале принимают участие не только музыканты-исполнители.

Композиторский стан представлял Адиль Бестыбаев. Пожалуй, визитной карточкой его произведений является фееричный марш-шествие “Голос Азии”, за рубежом более известный как “Скифия”. Сейчас наш соотечественник живет в Канаде и создает произведения, посвященные тамошней коренной культуре. Одно из их, “Ниагара”, исполнил флейтист Александр Тараскин под аккомпанемент оркестра.

Целое отделение второго дня было отдано балету. После па-де-де Китри и Базиля из “Дон-Кихота” зрители высоко оценили профессионализм Малики и Казбека Ахмедьяровых, выпускников Алматинского хореографического училища, а ныне солистов театра оперы и балета в немецком Висбадене.

Но, пожалуй, одним из самых интересных номеров фестиваля было “Адажиетто” в исполнении Алии Таныкпаевой и ее партнера по государственной Венской опере Эно Печи. Это постановка на музыку Пятой симфонии Густава Малера. После того как Алия впервые танцевала “Адажиетто”, его автор хореограф Ренато Занелла, бывший балетный директор Венской оперы, подарил ей этот номер.

За тринадцать минут, пока звучит музыка, артисты показывают две непростые судьбы. По сюжету мужчина встречает женщину, потерявшую смысл жизни. Он пытается убедить ее взглянуть на мир по-другому. Поначалу безуспешно – она слишком обессилена и не способна заметить даже его присутствие. Постепенно девушка заново учится ходить, дышать, смотреть и в конце концов осознает, кто был с ней рядом все это время.

В постановке нет места для традиционных балетных па – это скорей неоклассика с небывалыми для академического танца драматизмом и эмоциями. Как говорит Алия Таныкпаева, вполне возможно, что эта история из жизни самого хореографа Занеллы, и, чтобы воплотить ее на сцене, нужно не просто в совершенстве владеть техникой, но и самой быть состоявшейся личностью, способной передать сложные переживания героев.

Алматинская публика оказалась очень восприимчивой к современному балетному языку. Изящная пара из Вены получила самые долгие и искренние овации.

Просто праздник какой-то!

За достойное музыкальное сопровождение “Концертов на Родине-2007” отвечал известный оркестр “Камерата Казахстана”. Руководивший им в дни фестиваля молодой дирижер Нуржан Байбусинов хорошо справился с программой, насколько это было возможно в условиях сжатого репетиционного графика.

Очевидный уклон нынешних “Концертов” в сторону молодежи воспринимался аудиторией неоднозначно. Кто-то слушал с интересом, а кто-то выходил из зала со словами: “Детей привезли. Тогда бы и называли его молодежным фестивалем”…

Говоря объективно, представленная программа была если не мощная, то как минимум заслуживающая внимания. Хотя уровень некоторых номеров действительно оставлял желать лучшего, в целом же “Концерты на Родине” в очередной раз стали одним из значительных культурных событий страны и, безусловно, оставили ощущение настоящего праздника.

Артем КРЫЛОВ