Об эффективных рецептах антиэкстремистской терапии, которые впору применять во всем регионе, узнали участники медиатура в южный регион Кыргызстана – город Ош и Ошскую область.
Кукла в хиджабе
Организатор маршрута в по местам успешного противодействия насильственному экстремизму — Internews в партнерстве с медиашколой им. Т. Турсуналиева. В рамках проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии» участники из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана познакомились с уникальными практиками работы старшего и младшего поколения в этой сфере.
В первый день медиатура региональный советник Internews по предотвращению конфликтов в ЦА Икбалжан МИРСАЙИТОВ рассказал журналистам о тонкостях дефиниций экстремизм и радикализм, ваххабизм (последователей которого в Таджикистане называют «вовчиками»), влиянии политических и религиозных проектов Саудовской Аравии, России и других стран на ситуацию в регионе.
— Да, ислам как религия, как идеология изменил мир, христианство — тоже, но религиозного экстремизма не существует априори, как и исламского экстремизма. Используя это определение, вы отталкиваете духовенство, весь исламский мир! Это ошибка в термине, которую используют наши силовики, — сказал эксперт.
— В ЦА борьба идет не с экстремизмом, а с религией — вот в чем вопрос. Мы как дон Кихоты — боремся с ветряными мельницами. И если вы начинаете бороться с религиозным экстремизмом и сажать людей за религиозные взгляды, вы получаете радикализированное общество!
Спикер рассказал о кейсах радикализации из собственной практики:
— Мы работали в Оше с молодой женщиной, которую дважды задерживали при попытке уехать в Сирию. Сидит красивая, как кукла, мать двоих детей, в хиджабе. «Ай, кызым, почему ты пытаешься уехать в зону боевых действий?» — спрашиваю.
И она рассказала: после того как муж уехал в Сирию, все родственники от нее отказались.
«Хочу лепешку на улице купить — на меня все показывают пальцем, участковый, когда видит, все время спрашивает: Ты еще здесь, не уехала что ли, террористка? Что мне делать, спрашиваю мужа, меня совсем здесь замордовали, он говорит: «Приезжай!». И еще – у меня двое детей, вот вы купите для них еду или памперсы?.. А в Сирии памперсы бесплатно дают», — заявила мне эта женщина. Представьте, сколько смыслов, идей справедливости для каждого – в зависимости от конкретной ситуации — могут подобрать террористы!
Услышьте нас!
Во второй день медиатура участники неожиданно, а может, вполне закономерно попали на акцию против терроризма на центральной площади Оша, собравшую тысячи студентов, аксакалов, чиновников. Почему закономерно?
Потому что южный регион страны, в который входят Ош и Ошская область, является специфичным – здесь существует множество закрытых сообществ, в которых, по словам кыргызских коллег, ведут свою деятельность и запрещенные религиозные организации.
Однако даже в контексте таких условий местные жители и НПО справляются с архисложной задачей профилактики экстремизма и терроризма.
Как, например, это делает руководитель ОФ «Прогресс Араван» Икбол ИСАКОВ. В день нашего знакомства Икбол проводил мотивационную встречу в узбекской школе в поселке Араван, что находится близ Оша.
Инженер-электрик по образованию, Икбол предпочел миру техники мир людей, в котором помогает отцам и детям находить общий язык. И у него это превосходно получается. Кстати, на подобные встречи Икбол приглашает и героев нашего времени – простых кыргызстанцев, которые добились успеха на родине.
— Возможности для роста есть всегда и в любой точке, — подчеркнул в этой связи Икбол. – Что касается радикализации, то явные признаки заражения нашей молодежи этой идеологией стали проявляться лет 7-8 назад. Исследования на тему того, почему молодежь уезжает в зоны военных действий, показали, что возможности для самореализации молодых ограничены.
Но самое главное – молодых людей не слышали, когда они пытались достучаться до взрослых, когда хотели быть услышанными.
Именно поэтому я веду тренинги и для юных, и для взрослых. Умение слушать и слышать является ключом к предотвращению радикализации.
Методика, продиктованная временем, была опробована на пилотной группе из 30 человек – представителей разных поколений. Один из участников проекта – взрослый мужчина – однажды расплакался с признанием: «Я до этого дня не понимал, чего от меня хочет моя дочь. И только теперь осознал, что угробил жизнь своего ребенка, выдав его замуж и не спросив о его собственных желаниях!»…
Так решили аксакалы
В селе Амир Темур участникам медиатура на примере общественного профилактического центра (ОПЦ) также показали, насколько важно привлекать к решению проблем представителей всех поколений.
ОПЦ — это уникальная структура, в которую входят советы аксакалов, женские и молодежные советы, имамы, религиоведы, участковые инспекторы милиции.
Задача центров – профилактика правонарушений и предупреждение конфликтов, вопросы безопасности.
Кудрат ЮЛДАШЕВ является председателем суда аксакалов в одном из территориальных советов города Ош (всего их здесь 12).
— Если в Бишкеке стоит проблема торговли людьми, то на юге — вербовка в Сирию. Когда началась война в Сирии, нам дали список подозреваемых в террористической деятельности – в нем было около 20 жителей нашего микрорайона. Мы создали мобильные группы, в которые включили аксакалов, имамов, женсоветы. Вместе ходили по улицам и в каждый дом заходили, не только где подозреваемые жили. И выявили 5 человек: двое находились в Сирии, а местонахождение троих осталось неизвестным, — рассказал Кудрат-ага.
— Впоследствии мы пресекли случай, когда женщина с тремя детьми, младшему было 6 месяцев, хотела уехать в Сирию. Мы ночью ее задержали, через месяц она снова сделала попытку, поймали в Кара-Балте (город в Чуйской области), вернули, а через год она все равно уехала. Где она сейчас, никто не знает…
Вместе с соратниками Кудрат-ага гордится плодами работы древнего института аксакалов, возрожденного в наши дни.
— В этом году нам удалось сдвинуть с мертвой точки проблему незарегистрированных браков. Из 10 свадеб 8 в нашей местности проходят без регистрации – делают никах (брак по мусульманским канонам), а в ЗАГС не идут. Сторона жениха обещает это сделать, и не делает. А после рождения ребенка начинаются мучения с получением свидетельства о рождении. У нас в селе есть паспортный стол, милиция, скоро откроем филиала загса и вопрос будет решаться, — сообщил глава совета аксакалов.
Другое важное достижение аксакалов — регулирование процедур свадеб и похорон.
— В 2014 году мы провели курултай и запретили проводить пышные похороны и свадьбы. Раньше организовывали 20, 40 дней со дня смерти, годовщину, а сейчас через три дня уже все проходит. По свадьбам составили документ из 10 пунктов. Запретили проводить никах девушкам, не достигшим 18 лет; многочисленные пред- и послесвадебные обряды, в свадебном кортеже должно быть не больше пяти машин; в приданом невесты должно быть не больше шести одеял, — рассказал Кудрат Юлдашев.
И если прописанные аксакалами правила нарушаются (об этих фактах сообщают и сами сельчане), то тут же к ЗАГСУ спешат блюстители порядка от лица старейшин вместе с участковым и делают внушение виновникам пышного празднества.
— У некоторых в уме не благополучие послесвадебное, а одна мысль — у как провести свадьбу, чтобы все знали и завидовали! Некоторые говорят: я заработал эти деньги и трачу их как хочу. Мы объясняем, что на эти средства лучше купить стиральную машину. Кредиты берут на свадьбу или похороны — мы даже штрафовали за это, — сообщил председатель совета аксакалов.
Оружие любви
Ну а пока взрослые по ночам ловят потенциальных террористок и бдят за поведением сограждан, юные жители южного Кыргызстана снимают видеоролики о социальных проблемах.
— Через проект «Камера в руках детей» мы показываем острые вопросы в молодежной, и не только, среде, и пытаемся донести информацию до лиц, принимающих решения. В фокусе наших камер – насилие в семье, рэкетирство, социальное неравенство. Мы не в силах решить эти проблемы, но это могут сделать власти, внимание которых мы и привлекаем через свое творчество, — рассказали нам участники проекта Умутай НАСЫРОВА, Латифа ЭМИЛБЕК КЫЗЫ и другие ребята.
Перед тем, как взять технику в руки, школьники прошли тренинги по толерантности и методологии совместного видеопроизводства.
Проект реализуется ОФ «За международную толерантность» в партнерстве с GPPAC (Глобальное партнерство по предотвращению конфликтов) при финансовой поддержке Фонда Миростроительства ООН.
В заключение отметим: в маршруте медиатура были и другие остановки, рассказать о которых в одном материале невозможно. Каждый из пунктов показал: насильственный экстремизм победим. И самое эффективное оружие в этой борьбе – мирное: через диалоги, просвещение, обучение. И, самое главное, — через любовь.
АСТАНА – ОШ