Уже сейчас эксперты всех мастей твердят о самой главной проблеме нашей экономики – кадровой. А все потому, что вопросам подготовки кадрового резерва долгое время не уделялось должного значения.
– Одна из основных проблем развития системы технического и профессионального образования заключается в потере механизмов определения потребности в кадрах на среднесрочной и долгосрочной основе, – определяет главную проблему вице-министр образования и науки Фархад Куанганов.
Проще говоря, никто толком не знает, сколько и каких специалистов нам понадобится даже в ближайшей перспективе, не говоря уже об отдаленных планах.
Образование оказалось оторванным от производства. Современным предприятиям нужны высококвалифицированные работники, а сегодня почти треть занятых в экономике страны рабочих не имеют квалификации.
Между тем развивающийся рынок требует все больше новых рабочих рук! В дефиците специальности технического и обслуживающего труда: газоэлектросварщики, мастера сельскохозяйственного производства и фермеры, слесари сельхозтехники, слесари-сантехники, мастера по отделке зданий, дорожные строители, монтажники стальных и железобетонных конструкций, крановщики, стропальщики, токари и прочий мастеровой люд – перечень минобразования напоминает многотомный справочник профессий.
Но проблему с дефицитом кадров работодатели решают очень просто – завозят специалистов из других стран. Особенно часто этим грешат иностранные подрядчики, занятые в нефтяных проектах. Иногда это приводит к конфликтам. Так случилось в прошлом году в Атырауской области, когда в поселке Кульсары рядовой конфликт рабочих турецкой строительной фирмы и казахстанских тружеников чуть было не вылился в побоище.
Пока все разговоры о том, что необходимо согласовать действия тех, кто готовит кадры (то есть системы образования), и тех, для кого их готовят (производственников), так и остаются разговорами. Да, все понимают, что это уже давно назревшая необходимость. Но браться за столь трудоемкую работу, похоже, никому не хочется.
Несмотря на растущий спрос на рабочие кадры в том же топливно-энергетическом комплексе, сегодня из 830 учебных профтехучреждений республики только в 75 ведется подготовка кадров по востребованным в отрасли специальностям. Здесь обучаются 16 120 человек, что составляет лишь три процента (!) от общего количества учащихся всей системы профтехобразования.
Немногим лучше ситуация в вузах. Из 176 высших технических учебных заведений подготовка 26 тысяч будущих энергетиков и нефтяников осуществляется в 41.
То есть явно мало в количественном отношении. И, как говорят сами нефтяники, неудовлетворительно в качественном. Слабая материальная база вузов, нехватка квалифицированных преподавателей, скверная организация практики студентов – вот сегодняшний день учебных заведений. Так что проблема дефицита кадров, похоже, становится хронической.
Али САЛБИЕВ