Не так давно мы узнали о новой напасти – скрытом голоде. Это когда еды вроде бы хватает, но из-за низкого качества она не дает необходимого количества питательных веществ. Аналогичная ситуация сложилась и с кадрами. Специалистов хватает, но тысячи дипломированных выпускников вузов не могут насытить экономику.
Чаще всего в последнее время слышны жалобы на хроническую нехватку инженеров и квалифицированных рабочих.
Но при этом в ведущем техническом вузе страны учатся 18 тысяч будущих инженеров по самым разным специальностям – целая дивизия дефицитных специалистов! И сотни преподавателей. Со степенями и званиями. Чуть меньше студентов числится в другом техническом вузе страны, не менее известном, – 17 тысяч. Плюс по техническому вузу почти в каждом областном центре. Казалось бы, такая армия инженеров способна закрыть все возможные вакансии. Но хозяйственники продолжают в отчаянии заламывать руки…
– Мне не так давно довелось быть в составе государственных комиссий, принимающих экзамены у выпускников вузов, – рассказывает Александр Суворов, президент Союза промышленников и работодателей Южно-Казахстанской области. – Какие у меня остались впечатления? Честно говоря, просто… ужасные. Я не думал, что наша система образования настолько деградировала. Я открыто спросил одного из свежеиспеченных горе-специалистов: “Зачем тебе диплом?”. Он честно ответил: “Для порядка, ну и для родителей”.
Недопрофессионалы
Работодатели сегодня четко формулируют свои требования к молодым специалистам – от работника требуются хотя бы минимальные профессиональные навыки. Но реформированная по западным лекалам система образования тем более не может поставить профессионала нужного качества. Ведь теперь за четыре года студент получает только высшее базовое, универсальное образование. А для того, чтобы получить диплом с прикладной специализацией, нужно проучиться еще два года. Другими словами, бакалавр – это недоспециалист, которого еще учить и учить. К слову, в соседней России оставили пятилетний срок обучения для тех специальностей, которые “обеспечивают безопасность личности и государства”.
– И в новой системе образования можно готовить достойные инженерные кадры, – говорит Петр Изотов, менеджер Союза инженеров-энергетиков Казахстана. – Но почему было не оставить и старую, доказавшую свою эффективность? Ведь когда говорят о востребованности наших инженеров за рубежом, то имеют в виду выпускников, окончивших традиционный для нас пятилетний курс.
Советская система образования тоже не выпускала готовых специалистов – по окончании вуза выпускники, направленные на производство, получали статус молодого специалиста. Подразумевалось, что до кондиции без пяти минут специалиста будут доводить уже на месте. Сегодня частник не всегда хочет тратить время и деньги на обучение уже вроде обученного работника. Хотя многие работодатели осознали необходимость “хождения” в вуз. Предприятия подыскивают будущих специалистов уже на третьем курсе учебного заведения.
– Сам факт того, что работодатели самостоятельно подбирают себе кадры, выбирая “поштучно” будущих спецов, свидетельствует о том, что система образования свои функции не выполняет, – считает Александр Суворов. – Получается, что диплом не гарантирует его обладателю знаний и навыков, необходимых для того, чтобы занимать определенную должность. Спросите у так называемых хэд-хантеров с предприятий, кого они ищут в вузах? Как правило, сообразительных и амбициозных ребят, у которых есть желание учиться. Проще говоря, податливый исходный материал, из которого работодатель сам себе подготовит профессионала.
Кто научит учителей?
Если уж прибегать к метафорам, то все попытки повысить качество знаний и умений молодых специалистов существующими методами – введение практических занятий в вузе, поиск работодателями перспективных студентов – не более чем симптоматическое лечение. Истоки болезни – в недостаточной квалификации преподавательского состава. Увы, но небольшая (мягко говоря!) зарплата вузовского преподавателя не привлекает на кафедру способных и ответственных людей. А без талантливых и хорошо подготовленных преподавателей не будет высокого качества образования – утверждение банальное, но тем не менее актуальное.
– Знаете, кого надо в первую очередь направлять на обучение за рубеж по программе “Болашак”? Преподавателей! Потому что выученный за большие государственные деньги даже самый ценный специалист не принесет столько пользы стране, сколько квалифицированный преподаватель, который может дать ученикам новейшие знания в своей отрасли, – считает Александр Суворов. – Один в поле не воин. Ведь специалист, ушедший на производство, пусть самый талантливый, – это всего лишь один специалист, а высокое качество обучения позволит нам готовить таких специалистов сотнями. Это важнее. Вопрос в том, что надо обеспечить преподавательские кадры достойной зарплатой. Но это уже вопрос не к работодателю…
Филипп ПРОКУДИН