Уникальность этого музея не только в том, что посвящен он воде. Но и в том, что создал его один человек – Мадельхан Налибаев. Известный в области гидротехник, несколько десятков лет проработавший на Кызылординской плотине, уже давно по крупицам стал собирать экспонаты для задуманного музея водного хозяйства не только своего региона, но и соседних государств.
Строго говоря, статус музея огромной коллекции Налибаева еще предстоит получить, но уже сейчас Мадельхан-ага готов проводить интереснейшие экскурсии.
Ему удалось найти уникальные экспонаты. В одном из залов установлен шыгыр – модель старинного подъемника для воды, которым пользовались наши предки. Могучий верблюд крутил колесо, и вода с жерновов текла на поля…
А в витринах рядом – инструментарий, который используют в своей работе современные гидротехники.
Но самое уникальное в экспозициях – документы. Вот, например, правила для первых мирабов края – чиновников, специально назначенных правительством для контроля над распределением живительной влаги, – четко составленные и написанные по двум сторонам документа на русском языке и арабской вязью еще в начале прошлого века. Или грамоты лучшим работникам водного хозяйства – на латыни. Редкие фотографии со строительства и пуска Кызылординской плотины. Предписания по сохранению погибающего Арала.
Несколько стендов посвящено людям, которые много лет работали в сфере водного хозяйства области.
О Кызылординской плотине, отметившей в 2006 году полувековой юбилей, Мадельхан-ага может рассказывать часами.
Ее строительство было начато в феврале 1945 года, еще не закончилась война. Не было ни материалов, ни рабочей силы, тем более строительного оборудования, но правительство торопило – надо было кормить страну. А без воды Кзыл-Ординская область не могла выдавать столько риса и мяса, сколько требовалось.
Все районы области отправили в город молодежь, для которой открыли строительные училища. А вскоре сюда прибыли пленные японцы, 1200 человек. В первый же год они отстроили лагерь, состоявший из десяти бараков, баню, столовые, склады. Но главной их нагрузкой были земляные работы. На устройстве отводящего русла вручную, перенося грунт корзинами, военнопленные вынули 60 тысяч кубометров земли.
Строительство уникальной плотины, аналогов которой нет в Средней Азии, продолжалось около десяти лет. 23 июня 1956 года воды Сырдарьи пошли по новому руслу и Кзыл-Ординскому гидроузлу.
Мадельхан Налибаев – не только создатель уникальной экспозиции. Он автор двух книг по истории воды и водного хозяйства области. Какая у воды может быть история, спросите вы. Такая же, как у человека. Более того, история воды часто меняла историю человечества. Ведь именно потерявшие свои русла реки в далеком прошлом заставили наших предков искать новые рубежи обитания, и море, не раз отступавшее и прибывавшее к берегам, давало повод для радостей и сомнений, разочарований. И потому каждая капля воды, которой день ото дня становится меньше, достойна бережного к ней отношения.
Елибай ДЖИКИБАЕВ, Кызылорда. Фото автора и из музейных экспонатов